В зависимости от целей, наличия средств и других условий применяются визуальный, визуальный с применением аэрофото- и аэрокиносъемки и комбинирован- ный методы воздушной разведки,
Преимущество визуального метода разведки состоит в том, что не требуется длительной обработки материалов, однако полнота и точность сведений значительно зависят от мастерства разведчика. Данные, полученные методом аэрофотокинораз- ведки, носят документальный характер. После дешифрирования и фотограмметри- ческих измерений аэрофотоснимков можно определить не только характер, но и размеры разрушений и объектов. Но при этом следует иметь в виду, что материалы аэросъемки могут быть получены не сразу, а после сравнительно трудоемкой обработки, требующей времени и необходимых условий. Для ведения съемки требуется достаточная освещенность объектов.
При визуальной разведке самолет (вертолет) с одним-двумя разведчиками на минимально возможной скорости движется вдоль пути в удалении на 50-75 м от него. Высота полета — 50-250 м — зависит от характера местности, вида разведываемого объекта и скорости полета. Над важными и сложными объектами самолет делает несколько плавных кругов, а вертолет «зависает».
Наблюдения выполняются невооруженным глазом и с применением оптических приборов (биноклей, визиров) и приборов ночного видения.
Результаты наблюдений через ларингофон записываются магнитофоном и условными знаками наносятся на заблаговременно подготовленные планшеты-схемы или топографические карты масштаба 1:200000— 1:100000. По этим документам разведчик докладывает о состоянии разведанных объектов, причем наиболее важные сведения могут докладываться с борта самолета по радио.
Для азрофотокиноразведки используются специальные ручные и стационарные аэрофотоаппараты и аэрокиноаппараты.
При воздушном фотографировании применяются плановая и перспективная съемки. Плановой называется аэросъемка при отвесном положении оптической оси фотоаппарата (рис. 1). При этом на аэроснимке контуры изображения подобны контурам объектов на местности, что дает возможность определить по снимку размеры объектов.
Практически строго отвесное положение оптической оси аэрофотоаппарата во время съемки обеспечить невозможно, поэтому съемку считают плановой, если угол отклонения оптической оси от вертикали не превышал 3°.
Из рассмотрения подобных треугольников (см. рис. 1) ABS и abS следует, что ,
Откуда H=mf.
где АВ — расстояние между точками А и В на местности;
ab — отрезок на снимке, соответствующий расстоянию АВ на местности;
а — фокусное расстояние аэрофотоаппарата;
Н — высота полета самолета в момент съемки;
m — знаменатель численного масштаба аэроснимка.
При необходимости точных измерений по плановым аэроснимкам к ним вводятся поправки, учитывающие искажения, вызванные наклоном оптической оси аэро- фото- аппарата в момент съемки и рельефом местности.
Плановая съемка применяется при технической разведке раздельных пунктов, узлов, районов мостовых переходов и тоннелей. Масштаб фотографирования для получения данных о характере разрушений узлов и станций — 1:2000 - 1:1000 и крупнее, мостов и зданий — 1:1000 - 1:500 и крупнее, для выяснения схем узлов — 1:2000 - 1:5000.
Плановая съемка больших площадей выполняется путем последовательного фотографирования участков при полете самолетов по параллельным маршрутам с перекрытием кадров в продольном направлении на 20—30% (рис. 7), а в поперечном направлении (между маршрутами) — до 50%.
При плановой съемке разведчиками предварительно проводятся необходимые расчеты по определению высоты фотографирования, величины продольного (поперечного) линейного перекрытия Р, базиса фотографирования В (расстояния, которое пролетит самолет между двумя моментами экспонирования), интервалов Т между двумя моментами экспонирования и числа снимков в маршруте n.
Рис. 1. Схема плановой аэрофотосъемки
Рис. 2. Схема маршрутной аэрофотосъемки
Рис. 3. Схема перспективной аэрофотосъемки
Исходными данными для этих расчетов служат масштаб съемки, характеристики аэрофотоаппарата, заданное перекрытие аэроснимков р, длина маршрута А (размеры объекта) и скорость полета v.
Пример. Определить характеристики планового фотографирования железнодорожной станции длиной 1,4 км в масштабе 1 : m = 1 : 1000 при скорости полета v = 150 км/ч аэрофотоаппаратом АФА, имеющим f = 500 мм и длину кадра l — 30 см, при р = 30% .
Решение. Высота пролета H=mf= 1000*500мм = 500 мм. Величина продольного перекрытия Базис фотографирования
Интервал времени между двумя моментами экспонирования
. Число снимков шт.
Перспективной называется аэросъемка, при которой в момент фотографирования оптическая ось аэрофотоаппарата наклонена по отношению к вертикали на угол, превышающий 3° (рис. 3). При этом контуры предметов на местности на перспективном снимке получаются искаженными, масштаб фотоснимка непостоянный. Такая съемка применяется для фотографирования мостов и других объектов, возвышающихся над поверхностью земли, когда хотят получить общую картину состояния объекта, без определения точных его размеров.
Аэрокиносъемка обеспечивает быстрое получение наглядной общей картины состояния железнодорожных участков и объектов.
Комбинированный метод разведки с посадкой самолета или вертолета у объектов позволяет выявить состояние их элементов, скрытых с воздуха, произвести необходимые измерения. Однако посадка в необследованных местах связана с опасностью минирования местности, а посадка, проход к объекту и от него и взлет требуют дополнительных затрат времени.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.