Предмет правовой охраны природы в РФ. Возникновение и развитие проблемы охраны окружающей среды, страница 8

В этот период предпринимаются попытки создания единого органа, регулирующего общественные отношения в области охраны окружающей среды. До сих пор не было специального органа по охране окружающей природной среды.

В этот период предпринимаются попытки кодификации экологического права, но они не были доведены до конца.

Наконец, период, когда произошел распад СССР, суверенизация РФ, и идет становление нового законодательства нынешней РФ.

Чем была обусловлена необходимость такого преобразования всего законодательства? Можно назвать следующие основные причины. Как известно, до распада СССР, до взятия направления на рыночные отношения и новые веяния в экономике существовал государственный монополизм на природные ресурсы, что в значительной мере создавало препятствия на пути охраны окружающей природной среды.

Что касается монополизации, вы помните, что Конституция 1977 года начиналась с того, что земля, ее недра, вода и т.д. являются государственной собственностью. Государство само устанавливало законодательные акты по использованию природных ресурсов, с помощью государственных предприятий использовало природные ресурсы, само себя контролировало, как используются природные ресурсы и т.д. Когда возникали такие факты, которые замалчивать нельзя, привлекало к судебной ответственности, но не очень наказывало.

Но не в этом причина малой эффективности законодательства по охране окружающей Среды. Раньше существовало положение: если лесхоз разрабатывает определенный участок лесного фонда и кто-то поджег этот лес, лес сгорел, лесхоз не был заинтересован в обращении в суд за защитой своих прав на том основании, что лес все равно государственный, найдут виновника, накажут, взыщут стоимость и она будет перечислена в государственный бюджет. Сейчас же дело обстоит так, что деньги перечисляются с виновника не в бюджет, а пострадавшему. Правда, с оговоркой, чтобы истратить на восстановление лесных ресурсов. Это несколько иное положение.

Второе. Все законодательство, поскольку была только государственная собственность и кооперативно-колхозная, все законодательные акты были адресованы только этим формам собственности. А с 91-го года появились новые формы собственности и надо было учесть это обстоятельство. В законе «Об охране окружающей природной среды», где говорится о предупредительных, запретительных и других нормах, всегда подчеркивается, что это относится ко всем субъектам или природопользователям независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности.

Второе – военно-промышленный комплекс, который пожирал все дефицитные природные ресурсы, не было практически никаких ограничений. Всё было подчинено только одному – сделать оружие более эффективным, более разрушительным, независимо от того, во что обходится его производство.  Военно-промышленный комплекс привлекал наиболее способных, наиболее энергичных людей, которые могли быть использованы для проблем охраны окружающей среды, материальные средства поглощал. Сейчас по известным причинам в этом отношении несколько ослабло влияние ВПК и создалась более благоприятная возможность для решения проблем охраны окружающей среды.

И еще – наш менталитет: Россия большая, природных ресурсов достаточно, хватит нам и нашим детям, и детям наших детей. К сожалению, это так. И под таким углом зрения составлялись законодательные акты. Действительно, Россия по природным ресурсам и сейчас остается сверхдержавой, она обладает значительным потенциалом от общепланетарных природных ресурсов. И это обстоятельство несколько смягчает экономические неурядицы благодаря тому, что мы обладаем большими природными ресурсами.

Вот это основные причины, которые потребовали от законодателя в срочном порядке менять законодательство.