Предмет правовой охраны природы в РФ. Возникновение и развитие проблемы охраны окружающей среды, страница 5

По объему такие нормы различаются на комплексные нормы и отраслевые. Комплексные нормы – нормы, касающиеся многих вопросов охраны окружающей среды в целом, содержатся в законе «Об охране окружающей природной среды». И в то же время есть отраслевые законы, касающиеся использования отдельных природных ресурсов: нормы, содержащиеся в Земельном кодексе, в Лесном кодексе, законе «Об охране животного мира» и т.д.

По содержанию отличаются: это и нормы предупредительные, нормы запретительные, нормы восстановительные, нормы поощрительные, нормы карательные. Например, в законе «Об охране окружающей природной среды» предусматриваются такие поощрительные нормы, которые создают определенные налоговые льготы, которые применяются за применение нетрадиционной ресурсосберегающей технологии.

Основой для возникновения природоохранительных отношений является, как и во всех других отраслях права, юридический факт в виде события или в виде определенного действия. Действия связаны с волевыми моментами, а события не всегда связаны с волевыми моментами. Например, лесной пожар, как событие.

Объектом природоохранительных отношений являются те элементы природной среды, по поводу которых возникают данные правоотношения. Субъектами природоохранительного права являются граждане России, иностранцы, лица без гражданства, учреждения, организации, предприятия.

Источники права. Говоря об источниках права, следует иметь в виду не философский аспект, который подразумевает материальные условия жизни общества, диктующие определенные правила поведения, а источник права как норму, облеченную в определенную форму.

В общей теории государства и права источники отождествляются с понятием формы - источники (формы) права. Нас интересует в данном случае юридический аспект этого понятия “источники права”.

В юридической практике различают законы и нормативные акты, принятые представительными органами государственной власти, и подзаконные акты - это все иные акты, кроме законодательных актов, указы президента, постановления правительства, приказы министерств и ведомств и акты местного самоуправления.

По предмету регулирования. Общие источники права, которые регулируют не только вопросы, связанные с взаимоотношениями общества и природы, но и иные вопросы рассматривают, например в Конституции РФ. Конституция, в частности, относится к источникам общего плана, общего характера, и специальные нормативные акты, которые посвящены только регулированию общественных отношений в области охраны окружающей среды.

По характеру правового регулирования выделяются материальные, то есть акты, содержащие материальные нормы права, устанавливающие права и обязанности. Например, Пункт об использовании природных ресурсов, Закон о животном мире, об особо охраняемых природных территориях. И процессуальные источники права, процессуального характера, - это акты, регулирующие процессуальные отношения в сфере природопользования. Например, Постановление Правительства о порядке проведения экологической экспертизы. Это как раз говорит о процессуальной стороне этого вопроса.

Если расположить источники природоохранительного права по иерархической лестнице, прежде всего следует назвать: Конституция РФ, федеративные договоры, международные договоры и общепризнанные принципы и нормы международного права. Законы конституционные и федеральные, нормативные указы и распоряжения президента РФ, нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ, конституции, законы и иные нормативные акты субъектов федерации, нормативные акты министерств и ведомств, акты органов местного самоуправления  и локальные нормативные акты.

Среди учебников я называл учебник Бренчука Михаила Михайловича. Михаил Михайлович считает, что к источникам права относятся судебные решения на том основании, что в основе формы организации государственной власти у нас лежит принцип разделения властей: власть законодательная, власть исполнительная, власть судебная. Раз судебная власть, то она тоже должна издавать нормативные акты. Я должен сказать, что это спорное положение. Суд – это орган, применяющий законы и никак не законодательствующий. Еще Монтескье утверждал, что суд не может одновременно законодательствовать и применять закон, иначе это приведет к произволу.