Предмет правовой охраны природы в РФ. Возникновение и развитие проблемы охраны окружающей среды, страница 10

Я привел лишь небольшой перечень законодательных и иных нормативных актов об охране окружающей природной среды. Их значительно больше, даже есть двухтомник, в котором содержатся акты об охране окружающей среды. Их много и всё это 1992, 1994 и 1995 годы, когда надо был в спешном порядке  заменить все законодательство, которое по-прежнему было адресовано только государственным предприятиям и предприятиям колхозно-кооперативной собственности.

Задачи природоохранительного законодательства.

Ст.1 Закона об охране окружающей природной Среды гласит. Задачами природоохранительного законодательства РФ являются:

*  регулирование в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и среды обитания человека,

*  предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности,

*  оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды

*  укрепление законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Что является характерным для законодательства, принятого в последние годы, нового законодательства РФ?

Законодательство имеет прямое действие. Это касается не только экологического законодательства, но и законов в других отраслях права. Нынешние законы имеют прямое действие. Ранее существовал порядок: применяется закон, в нем масса отсылочных норм с поручениями правительству, отдельным ведомствам разработать нормативные акты по применению закона. И столько появлялось инструкций и положений, что они приводили сам закон в неузнаваемый вид. Теперь законы прямого действия. Надо сказать, что и сейчас в законодательных актах в ряде случаев содержатся нормы отсылочного характера, требующие детализации актов исполнительной власти, правительства РФ. Когда речь идет о контроле за использованием определенных природных ресурсов, излагаются все необходимые требования, а кому контролировать, решает правительство, ибо правительство располагает тем аппаратом, которому поручено выполнять это постановление.

Впервые закон об охране окружающей природной среды ввел экологическое страхование, обязательное и добровольное. Дело совершенно новое. Поэтому он требовал своей детализации правительственными актами и содержит специальные акты.

Если продолжить разговор о законе «Об охране окружающей природной среды», нужно сказать, что он не только прямого действия, но вводит очень много новшеств. Например, целый раздел посвящен обеспечению благоприятной окружающей среды для здоровья человека, о правах и обязанностях человека по отношению к природе, чего раньше не было, вводит экономический механизм охраны окружающей среды, что надо действовать не только путем закручивания гаек, повышения санкций за причинение ущерба окружающей среде, но делать так, чтобы невыгодно было причинять ущерб окружающей среде. И здесь такие вещи, как введение платы за пользование природными ресурсами, чего не было раньше, плата за загрязнение: оказываешь вредное воздействие на окружающую среду – плати. И это является сдерживающим моментом для многих предприятий. Экологические фонды – это тоже новое. Новое – экологическое страхование, обязательное и добровольное. У нас даже такого термина не было до принятия закона «Об охране окружающей природной среды». Здесь и вопрос о комплексном воспитании и образовании, не только комплексное, но и непрерывное, что предполагает с детского сада, в школе, вузе. А после вуза перерыв? Ничего подобного. Предусматривается при назначении на новую должность, при аттестации, повышении квалификации каждый раз вводить курсы, связанные с охраной окружающей среды. И это обязательно для предприятий, которые относятся к грязным предприятиям: газовая промышленность, нефтяная и так далее. Там при назначении на должность и при повышении квалификации обязательно требуется свидетельство о том, что кандидат прослушал курс охраны окружающей среды. И к нам из Ухты, Надыма, Нового Уренгоя постоянно поступают заявки на прочтение этого курса, мы туда ездим, читаем, выдаем удостоверения.