Предмет правовой охраны природы в РФ. Возникновение и развитие проблемы охраны окружающей среды, страница 4

Судите сами, есть ли основания говорить о необходимости сосредоточения внимания на проблемах обеспечения политической безопасности в России или нет.

Несмотря на такое положение, еще до недавнего времени в ученых кругах спорили, есть ли у государства самостоятельная функция охраны окружающей среды. Одна группа  ученых утверждала, что нет такой самостоятельной функции на том основании, что возникает необходимость в охране окружающей среды в результате экономического роста. Значит, экономическая функция государства является ведущей и для нее побочной, незначительной является функция охраны окружающей среды. Другие говорят, что ничего подобного: не только экономическая деятельность, но и иная деятельность, под которой имеют в виду военную деятельность, не в меньшей мере порождает проблемы  охраны окружающей среды, и поэтому охрана окружающей среды вырастает в самостоятельную государственную функцию охраны окружающей среды.

Эти споры сейчас позади, сейчас никто не спорит, все убеждены, что у государства не только такая самостоятельная функция есть, но и выполняет  те задачи, которые лежат в основе этой функции, причем задачи многообразные. Например, решение естественнонаучных задач путем финансирования, планирования научных разработок по охране окружающей среды, материально-технические задачи выполняются, экономические, организационные, санитарно-гигиенические, идеологические задачи. И в законе «Об охране окружающей природной среды» специально подчеркивается необходимость организации комплексного непрерывного обучения и воспитания по экологическим проблемам, прямо начиная с детсада, в школе, в средней школе своя программа – природоведение, и в вузах введен курс экологического права с 1992 года, с момента вступления в силу закон «Об охране окружающей природной среды».

Видимо, немаловажное, если не первостепенное значение имеет разработка норм права, правил поведения, организации контроля за соблюдением этих правил поведения в области охраны окружающей среды.

Содержание комплекса норм по охране окружающей среды таково: надо определить четко перечень природных объектов, которые поставлены под охрану. Такой перечень есть. В Законе об охране окружающей среды перечислены объекты природы, которые находятся под охраной  закона. Организуется контроль за выполнением этих норм. Это также является содержанием правовых норм по охране окружающей среды. И право не было бы правом, если бы оно не предусматривало меры воздействия на нежелающих выполнять нормы права.

К настоящему времени сложился экологический правовой механизм, направленный на охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, восстановление природной среды и, в конце концов, обеспечение экологической безопасности. В эколого-правовой механизм входят природоохранительные нормы и те правоотношения, которые возникают на основании этих норм. Нормы хотя и не являются в чистом виде природоохранительными, но адресованы различным хозяйствующим субъектам и предписывают соблюдать эти нормы при организации той или иной деятельности. Сюда же входят нормы гражданского, административного, уголовного права, государственного права и целого ряда других отраслей права, касающиеся экологии. Гражданское право - при возмещении ущерба, нанесенного окружающей среде, административное право предусматривает административную ответственность за причинение ущерба окружающей среде, уголовная ответственность и т.д.

Государственное право также не лишено природоохранительного привкуса. Возьмите основной источник государственного права - Конституцию, в Конституции есть целый ряд положений, которые имеют природоохранительный характер.

Что касается природоохранительный норм, то это юридические нормы, регулирующие общественные отношения, которые возникают в сфере взаимодействия общества и природы. А те общественные отношения, которые регулируются нормами природоохранительного права, являются природоохранительными отношениями. Природоохранительные нормы не одинаковы. По юридической силе они относятся к нормам, содержащимся в законодательных актах, актах, изданных законодательными органами, и содержащиеся в подзаконных актах, актах исполнительной власти.