Дальше – в особой заинтересованности общества. Если общество очень заинтересовано, чтобы была такая отрасль, то отрасль признается отраслью. Если нет такой заинтересованности, то такая совокупность юридических норм не признается в качестве отрасли. Но это тоже спорно. Заинтересованность носит субъективный характер. Появилась проблема – она потребовала своего решения в правовом плане. Становление норм права, институтов права и отраслей права носят объективный характер и никак не могут быть обозначены субъективными моментами.
Дальше – наличием самостоятельной государственной функции. Такая функция существует и такие требования предъявляются, большинство из которых подтверждают, что в общем-то сложилась такая отрасль права. Но давайте посмотрим на структуру этой совокупности юридических норм. Нормы есть как элементарная единица этой структуры. Правовые институты как совокупность норм, регулирующих однотипные правоотношения, есть. Скажем, институт контроля, институт ответственности. И, наконец, существуют подотрасли и отрасли. В самом экологическом праве выделились такие подотрасли, как земельное право, водное право, лесное право и т.д.
Наконец, объединяющие эти подотрасли структурные подразделения, которые носят наименование отраслей права.
Так что в общем-то споры здесь поутихли и экологическое право признано в качестве отрасли права системы права Российской Федерации.
И, наконец, последнее - это система курса экологического права. Система курса представляет собой комплекс взаимосвязанных вопросов, распадающихся как бы на две части.
В первой части рассматриваются общие вопросы и отдельные институты экологического права, а во второй части, которая в отличие от первой, природоохранительной, называется природоресурсной, содержатся вопросы, связанные с охраной отдельных природных ресурсов. Это совокупность норм, регулирующих водные, лесные отношения, земельные отношения, отношения по поводу использования животного мира и т.д.
2 тема. Возникновение и развитие экологического законодательства РФ. Задачи природоохранительного законодательства РФ. Система природоохранительного законодательства РФ. Эффективность природоохранительного законодательства.
Когда возникает законодательство? Вместе с возникновением государственности. Вместе с возникновением РФ как самостоятельного суверенного государства возникло и экологическое законодательство вместе с другими отраслями законодательстве. Как государственное образование Российская Федерация образовалась в 17-18 годах, вместе с этим начинается развитие законодательство.
Петров, автор одного из учебников «Экологическое право России», отмечает, что, возникнув в 1917-18 годах, законодательство далее, пока существовал СССР, развивалось в рамках советского законодательства и не обладало самостоятельностью, своими самобытными чертами. Это правильно, это совершенно верно. Это правильно для сложного союзного государства, потому что сама Федерация входила в состав другого сложного государства. И чтобы в сложном государстве соблюдалось единообразное применение норм, издавались основы законодательства Союза ССР и союзных республик как типовые, и затем в каждой республике в рамках этих основ создавались свои акты с учетом особенностей отдельных республик. На эту особенность обращает внимание Петров.
Обращает внимание и на другое обстоятельство, что, возникнув, законодательство такого характера главным образом развивалось в рамках земельного законодательства. Экологическое право как таковое отдельно не выделялось. А затем подразделяет экологическое законодательство на этапы. Первый этап – это 1917, 1918, 1922 годы, когда шел процесс становления экологического законодательства в рамках земельного законодательства. С 1922 до середины 50-х годов намечается становление природоресурсного законодательства. С середины 50-х годов до середины 60-х годов во всех союзных республиках, в том числе в РФ, принимаются специальные законы, например, закон РФ «Об охране природы». Этот закон действовал до 3 марта 1992 года, то есть до того момента, когда вступил в силу закон «Об охране окружающей природной среды». С середины 60-х до 80-х годов проведена кодификация природоресурсного права: появился Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс и другие законодательные акты по отдельным природным ресурсам. С середины 80-х годов до 90-го года – это период перестройки, которая затронула и экологические проблемы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.