Интеллектуальная собственность, наследственное патентное право

Страницы работы

Содержание работы

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО-6

Сегодня половину времени мы потратим на интеллектуальную собственность, а вторую половину на наследственное право.

Итак, в прошлый раз мы с вами рассмотрели общие положения, систему законодательства. Рассмотрели такие объекты, как объекты авторского права, смежных прав, патентного права.

Следующий институт представлен, как вы знаете, средствами индивидуализации самих предпринимателей и производимой ими продукции, а объектами, которые охраняются в рамках этого института, являются фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и некоторые другие обозначения.

Итак, фирменные наименования – это те условные обозначения, под которыми предприниматели, прежде всего коллективные, выступают в гражданском обороте. Фирма или фирменное наименование, это одно и то же в этом смысле, это то условное обозначение, которое обычно ассоциируется с каким-то названием предприятия, хотя, если подходить строго, помимо самого названия в понятие «фирма» входит и много других составляющих элементов.

Какие требования предъявляются к фирменным наименованиям?

Прежде всего, всякое фирменное наименование должно правдиво отражать правовое положение предпринимателя среди других участников гражданского оборота. В фирме и фирменном наименовании должны отражаться истинный правовой статус данного предприятия, правильно указываться его организационно-правовая форма, его принадлежность к государственной или частной форме собственности, направление деятельности – производственной, коммерческой и т.д. В обобщенном виде эти требования выражаются в принципе истинности фирмы. Это такой слэнг, сложившийся в специальной литературе. Принцип истинности фирмы говорит, что в фирменное наименование должны включаться лишь такие элементы, которые соответствуют действительности и никого не вводят в заблуждение.

Второй принцип (можно было бы назвать признаком, но почему-то в литературе традиционно называется принципом) – это принцип, в соответствии с которым всякое фирменное наименование должно индивидуализировать данного предпринимателя от других предпринимателей, и быть, таким образом, отличным, не совпадающим с другими уже имеющимися фирменными наименованиями. Иными словами, к фирменным наименованиям предъявляется еще требование новизны.

Казалось бы, самый простой принцип новизны, отличимость, а на практике он оказывается самым непростым. Здесь возможен подход формальный и подход, который отличает истинный смысл законодательства. Формальный подход, к сожалению, прослеживается в судебной практике и в т.ч. ВАС, который считает, что если в фирменном наименовании имеются несовпадения в каких-то элемента, то все уже в порядке, это другое фирменное наименование, совпадений нет. Стоит предприятию взять, подчас имеющееся, оригинальное название, которое использует конкурент, но изменить организационно-правовую форму, скажем, вместо ЗАО назваться ООО, то, по мнению ВАС, уже все в порядке, речь идет о несовпадающих фирменных наименованиях, потому что такой элемент, как корпус фирмы, не совпадает.

Такой подход, на наш взгляд, является чисто формальным и совершенно не соответствующим законодательству. Так же формальным мы считаем подход, когда считается, что фирменное наименование должно быть уникальным, единственным, и никто другой не может пользоваться таким фирменным наименованием. Еще бы сказали, как его реализовать на практике, когда существует сотни предприятий с совпадающими наименованиями, и главное – объяснили, зачем это нужно. Если предприятия работают в разных сферах и на разных территориях, то нет никакой опасности смешения, введения кого-то в заблуждение, в том числе потребителей и участников оборота. Скажем, одно предприятие занимается рыболовным бизнесом. другое тканями, одно работает на Дальнем Востоке, другое в Петербурге, они друг о друге никогда даже не узнают. Поэтому нет никакого смысла стремиться к тому, чтобы фирменное наименование было уникальным.

А подход, который соответствует смыслу действующего законодательства, заключается в том, что фирменное наименование должно быть в какой-то степени уникальным, на него возникает исключительное право. Но при этом недопустимо использование оригинальных названий предприятиями, которые работают в одинаковых сферах бизнеса с отличием в мельчайших каких-то элементах, потому что на практике будет смешивание, введение в заблуждение.

С другой стороны, возможна ситуация, когда полностью совпадающими, абсолютно тождественными наименованиями пользуются совершенно разные предприятия, но если они работают в совершенно разных сферах. И при этом первому правообладателю, тому, кто первый начал пользоваться этим наименованием, должно предоставляться право добиваться того. чтобы именно за ним было признано исключительное право на пользование. Но он при этом должен доказать, что тот, кто пользуется таким же наименованием, ему мешает, вводит в заблуждение, пользуется незаслуженно рекламой первого владельца.

Похожие материалы

Информация о работе