Интеллектуальная собственность, наследственное патентное право, страница 2

Третий принцип фирменного наименования заключается в том, что фирменное наименование не должно произвольно меняться. Это принцип постоянства фирмы. Если то или иное предприятие избрало для себя наименование, оно должно участвовать под этим наименованием в гражданском обороте постоянно, а не менять его день ото дня. Скомпрометировал себя, поменял, и все в порядке. Законодательство должно сознательно стремиться к тому, чтобы был затруднен порядок изменения фирменного наименования пошлинами, процедурными моментами, чтобы так не происходило.

Эти принципы или признаки фирмы отражаются в  структуре фирменного наименования. Считается, что фирменное наименование имеет сложную структуру и состоит из двух частей: основной части, которая называется корпусом фирмы, и вспомогательной части, которая называется добавлением.

Корпус фирмы – это обязательная часть всякого фирменного наименования, и он включает в себя прежде всего указание на организационно-правовую форму предприятия – ОАО, ЗАО, ООО, указания на тип предприятия – государственное, казенное, унитарное предприятие. И этими обязательными требованиями эта часть ограничивается.

А вторая, вспомогательная часть, которая называется добавлениями, делится на две подчасти. Первая является обязательной, а вторая является факультативной, может присутствовать, а может не присутствовать.

Обязательным добавлением фирменного наименования является собственное название предприятия, то индивидуальное имя. которое предприятие берет для своей индивидуализации. Здесь полный простор для фантазии. Могут выбираться для названия имена людей, животных, искусственные слова. Вокруг этой части обычно и ведутся споры по поводу этого специального названия, и оно должно обязательно присутствовать.

А факультативная часть – сюда включаются обычно такие добавления. которые некоторые вводят в фирму, например, универсальная, коммерческая, центральная, научно-внедренческая. Что угодно можно вставлять. Единственное, что должно соблюдаться требование, что это должно отражать существующее положение вещей и никого не вводить в заблуждение.

Некоторые слова могут включаться в наименование только теми, кто имеет на это право или получил такое право в установленном порядке. Так обстоит дело со словами Россия и российское. Есть специальный закон об использовании названий с включением слов «Россия», «Российское». Для этого нужно получить специальное разрешение, и уплачивается за это пошлина. Попытались это сделать в некоторых регионах, в т.ч. в Санкт-Петербурге, но попытка эта не удалась. Это дополнительный источник бюджетных доходов, ничего больше.

То же самое со словами «банк», «страховая организация», «биржа». Может включить их в свое название только тот, кто действительно является банком, биржей и т.д.

Следующее средство индивидуализации – товарный знак. Товарный знак или знак обслуживания, в принципе, это одно и то же. Практически товарными знаками обозначаются товары, а знаками обслуживания – товары и услуги. Иногда сложно провести разницу, потому что границы проводятся по различным классам международных классификаций товаров и услуг, их 42 класса. Большинство классов относится к товарам, а некоторые к услугам, некоторые сложно отнести к товарам или услугам.

По правовому режиму товарные знаки и знаки обслуживания абсолютно идентичны.

Товарный знак – то обозначение, которое используется предпринимателями для обозначения товара, для того, чтобы эти товары выделялись из однородной  массы аналогичных товаров, связывали потребителя и других участников рынка с данным производителем. Иными словами, товарный знак нередко называют безмолвным продавцом, средством рекламы товара, потому что закрепление с производителем исключительных прав на такое обозначение позволяет добросовестным производителям продвигать свои товары на рынке, если они известны определенными высокими качествами.