Интеллектуальная собственность, наследственное патентное право, страница 14

В авторском праве особым правом на вознаграждение пользуется композитор. Не всякий композитор, а композитор, создавший музыку для аудиовизуального произведения, для кинофильма. И при каждой публичной демонстрации этого фильма в кинотеатрах или по телевидению композитору должно выплачиваться специальное вознаграждение. Это право никак не доходит до наших студий, они не могут прочитать ст.13 или какие-то специальные работы, чтобы понять это.

На самом деле все просто. Дело в том, что композитор, наряду со сценаристом и режиссером является соавтором кинофильма, а все остальные лица имеют творческий вклад на свою часть. И композитор в числе других соавторов получает вознаграждение за кинофильм в целом. Но композиторы выделены еще в особую категорию В соответствии с п.3 ст.13 сказано, что за каждый случай публичного исполнения они получают вознаграждение. Это объясняется просто. Вопрос восходит к эпохе немого кино. Когда демонстрировался фильм, в зале сидел пианист, который вел музыкальное сопровождение, нередко при этом импровизировал, создавал музыкальное произведение. Когда было изобретено звуковое кино, эти пианисты были убраны из зала, что вызвало недовольство, протесты. И договорилось о следующем: мы вас убираем. но если ваша музыка включена в кинофильм, вы будете за каждую демонстрацию получать определенные отчисления. Это право возникло и включено в законы большинства стран. Сейчас для этого права нет никаких экономических оснований, но поскольку мы, принимая закон. стремились быть, как на западе, у нас появилось это право тоже в законодательстве. Поэтому любой кинотеатр. любой телеканал должен автору производить специальные отчисления, которые собирает авторское общество и затем доводит до композитора.

-  А авторы симфонической, оперной музыки получают?

Да, если только в кинофильм она включена, в аудиовизуальных произведениях.

Есть и другие более частные случаи в авторском праве, когда речь идет о вознаграждении.

Если обратиться к патентному праву, то там помимо авторов служебных разработок правом на вознаграждение пользуется еще несколько категорий, и наиболее значимой (правда, значимость с каждым годом уменьшается) является категория авторов, которые не обменяли свои авторские свидетельства на патенты.

Авторские свидетельства – это был основной охранный документ на изобретения и другие объекты, который существовал в период СССР. Они возникли еще в 19-м году, Ленин подписал декрет. с 29 по 31 год их ликвидировали, потом снова восстановили, и с 31 по 92 год они существовали. Формально можно было получить как авторское свидетельство, так и патент, но советские авторы получали только авторские свидетельства. За всю историю было выдано советским авторам 13 патентов, и никаких выгод из этого они не извлекли.

В чем смысл авторского свидетельства? За автором признавались личные неимущественные права и право на вознаграждение. А исключительное право признавалось за государством, которое, в свою очередь. разрешало всем социалистическим предприятиям использовать их свободно, лишь с обязанностью делать отчисления авторам. Считалось, что это документ социалистического образца. На западе его традиционно не признавали. В 1992 году отказались от авторских свидетельств, и предложили всем их владельцам обменять а.с. на патенты. Были предложены достаточно демократические правила, что никаких сроков не было установлено обмена. Единственное ограничение, что можно было менять на патенты те авторские свидетельства, которые были выданы не более 20 лет назад, то есть с учетом срока действия патента. На сегодняшний день это не позднее 81 года. И сейчас автор, получивший а.с.  в 83 году, может пойти и получить патент РФ на оставшийся срок – на 3 оставшиеся года. Некоторые авторы это сделали, но очень многие не сделали, и по-прежнему их разработки, созданные в прошлые годы, охраняются а.с. Правовой режим таких разработок прежний. Сейчас любые предприятия могут использовать эти разработки. Но если они их используют, они должны платить авторам вознаграждение.