На наш взгляд, это неверно по целому ряду причин. Формальный самый простой аргумент в том, что коммерческая тайна включается в число объектов интеллектуальной собственности всеми международными конвенциями, и традиционными, скажем Парижской, и новейшими конвенциями, включая соглашение ТРИПС о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность. Во-вторых, если задуматься и выделить признаки любого объекта интеллектуальной собственности обобщенно и сравнить с тем, имеются ли подобные признаки у коммерческой тайны, то обнаруживается, что все признаки налицо.
В самом деле, любой объект интеллектуальной собственности – это благо нематериальное. И произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, и изобретение – это не станок или прибор, а идеальное техническое решение, которое воплощается в том или ином приборе, механизме и т.д. Коммерческая тайна как совокупность каких-то сведений тоже объект нематериальный. Объекты интеллектуальной собственности являются результатами интеллектуальной деятельности. Необязательно творческой. Большинство из них – результат творческой деятельности. То же фирменное наименование или товарный знак не всегда могут быть результатом творчества, но так или иначе это результат интеллектуальной деятельности. То же самое накопление какой-то информации – тоже результат интеллектуальной деятельности. И, конечно, самый главный признак любого объекта интеллектуальной собственности – это сама возможность иметь на него исключительное право, право, которое принадлежит только тебе, и исключается обладание этих правом любого другого лица. Применительно ко всем другим объектам интеллектуальной собственности это обеспечивается юридическим способом закрепления за соответствующим лицом права владеть на исключительной основе и запрет для всех остальных. Причем как бы существует у всех фактическая возможность использовать, потому что авторские произведения опубликованы, они известны. Вы можете взять книгу и перепечатать фактически, а юридически вам это закон запрещает. То же самое сведения об изобретениях, промобразцах, полезных моделях – они публикуются, вроде можно использовать, но закон это запрещает.
А применительно к коммерческой тайне дело обстоит по-иному. Здесь речь идет о сведениях, которые известны только вам, но не известны окружающим. По сути дела, здесь у вас не юридическая монополия, а монополия фактическая. Вы обладаете исключительным правом использовать эту информацию именно потому, то вы знаете, а никто другой не знает. Законодательство гарантирует вам только одно – требует, чтобы никто не посягал на вашу фактическую монополию незаконными методами. Если кто-то добросовестно добудет такие же сведения или воспользуется вашей ошибкой, или вы сами разгласите эти сведения, опубликуете их, или ваш работник их разболтает, то коммерческая тайна пропала, разрушилась фактическая монополия. Но закон защищает против незаконного посягательства, а именно: против таких средств проникновения в чужую коммерческую тайну, как подкуп служащих, промышленных шпионаж, подслушивание и т.п. Но так или иначе признак монополии, исключительности есть применительно к другим объектам и, на мой взгляд. применительно к объектам коммерческой тайны, поэтому есть все основания полагать, что служебная и коммерческая тайна – это тоже объект интеллектуальной собственности.
Родовым признаком для этого объекта является то, что речь идет об информации, любой информации. Закон не проводит различий между различными видами сведений, хотя мы говорили, что сложилась практика, когда технологические секреты обычно называют ноу-хау. Само название условно весьма – коммерческая тайна. Здесь речь может идти о некоторых сведений, по постановлению правительства, на которое мы в прошлый раз ссылались, которые не могут включаться в число засекреченных сведений.
Но есть и видовые отличия. Три охраноспособных признака той информации, которая может претендовать на режим коммерческой тайны.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.