Интеллектуальная собственность, наследственное патентное право, страница 13

Следующее право личное неимущественное – право на защиту репутации автора или право на неприкосновенность того результата, который автором создан. Надо понимать, что такое право есть только в авторском праве. Сейчас оно называется правом на защиту репутации автора. Звучит оно непривычно, многие его критикуют и говорят, что нужно вернуться к старому названию – право на неприкосновенность произведения. Суть этого права заключается в том, что никто без разрешения автора не может искажать произведение, его изменять, добавлять что-то и т.д. Но сейчас принят термин, применяемый в международных конвенциях, в большинстве законов. Считается. что когда происходит искажение произведения, то тем самым это влияет на репутацию автора, что он отвечает не за то произведение, которое он создал. И применительно к авторскому праву, применительно к смежным правам этот принцип действует, хотя на практике, особенно по отношению к обладателям смежных прав он повсеместно нарушается. Например, радиостанции всевозможные подчас варварски урезают, сокращают записи, не спрашивая согласия авторов, исполнителей, подгоняют под свои стандарты, им ничего не стоит вырезать куплет или что-то с помощью компьютера сократить – это, конечно, грубейшее нарушение.

А вот в патентном праве и применительно к объектам промышленной собственности такого права нет, и это объясняется объективными потребностями развития техники. Здесь разработки, изобретения могут дорабатываться, усовершенствоваться другими лицами. И если бы был такой запрет, это было бы тормозом для развития техники. Поэтому вы можете использовать все опубликованные сведения об охраняемых произведениях и создавать  на их основе новые. В этом состоит технический прогресс, потому что 99,9% изобретений – это усовершенствование того, что есть, уже создано людьми до вас.

Здесь возникает проблема основных изобретений и усовершенствований. Она, к сожалению, плохо решена, и даже терминов таких сейчас нет в этом законе, хотя есть фраза о том, что можно требовать принудительной лицензии, когда изобретение, являющееся результатом творческого труда, не может быть использовано без другого изобретения. Это означает, что эти изобретения соотносятся друг с другом как основное и дополнительное, усовершенствованное. И тогда можно требовать от правообладателей на основное изобретение выдачи принудительной лицензии, если с ним не удается договориться. За это, конечно, нужно платить, размер определяется судом. Но так или иначе можно усовершенствовать и создавать новое на основе уже имеющегося.

Право на вознаграждение. Оно есть у разработчиков применительно ко всем объектам, и обладают им не все авторы, а некоторые категории авторов. И применительно к разным объектам нужно последовательно все это рассматривать, потому что общие нормы не очень совпадают. В авторском праве есть несколько категорий авторов, которые имеют особое право на вознаграждение. Почему несколько категорий и особое право? Потому что автор сам извлекает коммерческие выгоды из предоставленных ему имущественных прав. Он имеет право на воспроизведение, распространение, переделку и т.д., и он, продавая эти права, выдавая другим лицам разрешение, получает от них вознаграждение. В данном случае мы имеем в виду не этот случай, а случай, когда автор не обладает этими правомочиями, но имеет право получать вознаграждения от того, кто имеет правомочия, или иногда даже имеет правомочия, но есть такие случаи, которые являются свободными в сфере использования, и там есть право на вознаграждение.

В авторском праве, не стремясь составить исчерпывающий перечень, укажу на несколько случаев. Самый типичный. общий случай для всех объектов – это право на вознаграждение автора служебного изобретения, служебного произведения и т.д. Всегда работодатель должен выплачивать автору вознаграждение.