Категория «Картина мира» в рамках преподавания курса культурологии в школе

Страницы работы

Содержание работы

Категория «картина мира» в рамках преподавания курса культурологии в школе

Введение

Работу эту следует открыть некоторым предуведомлением, из которого, думается, станет ясно, чего автор желал здесь добиться.

Первое. Автор не ставит своей целью вывести точное определение такой категории, как «картина мира». Подобное направление могла бы иметь работа классифицирующего характера. Напротив – данный текст не обременен нагрузкой точной систематики.

Второе. Работа эта не имеет обобщающего характера, то есть здесь нельзя увидеть подробнейшего всеаспектного объяснения способов применения выведенной в заглавие категории в рамках школьных уроков культурологи. Автор имеет намерение показать лишь два, как ему кажется, наиболее важных момента такого ее использования.

Наконец, третье. Несмотря на столь невыгодный, на первый взгляд, ракурс представления этого продукта мысли, узкоспециализированный подход имеет свои преимущества. Основываясь на вполне конкретной экспериментальной программе «Культурология в филолого-культурологическом профиле обучения старшеклассников» М.Н. Яковлевой и С.В. Алекаевой, автор имеет намерение предложить некоторый вариант трактовки учителем сложных и спорных моментов данной программы. Это имеет свой практический смысл, так как указанная программа являет собой смысловой стержень концепции развития самого конкретного учебного заведения.

Естественно, программа носит экспериментальный характер, однако уже четвертый год используется практически. В этом процессе ее внедрения и проверки обнаружились некоторые нюансы, которые в случае успеха программы и ее распространения как базового руководства для проведения уроков культурологи в школе (на что автор сам скромно смеет надеяться) необходимо уточнить.

Итак, эта курсовая работа является проектом трактовки некоторых важных и сложных аспектов программы М.Н. Яковлевой и С.В. Алекаевой.

Целью работы является выработка советов школьному учителю относительно раскрытия и интерпретации материала двух блоков вышеозначенной программы («Языческая культура древних славян» и «XIX век в России: история культуры и культурологической мысли») на основании фундаментальной культурфилософской категории «картина мира».

Теперь следует наметить шаги для достижения заданной цели. Итак, основные задачи работы:

1)  доказать правомерность утверждения категории «картина мира» в качестве системного базиса преподавания культурологии, для чего:

a)  прийти к выводу, что законы функционирования культуры удобно изучать на основе знаний истории родной культуры;

b)  выяснить, можно ли структурировать образовательный материал на основе типологического разделения разных картин мира;

c)  понять, насколько актуален для ученик был бы такой подход;

d)  выявить, что должно служить всегда логическим центром любой картины мира, от которого можно было бы «плясать»;

2)  раскрыть категорию «картина мира» как стержень понимания пространства мифологической культуры;

3)  обосновать важность преподавания основ русской культурологической мысли в качестве показателя метасемиотической природы функционирования культуры.

Теперь можно приступить непосредственно к работе.


Глава I. «Картина мира» как системный базис преподавания культурологии

«С нашей точки зрения, главный экспериментатор

не педагог, демонстрирующий свои знания,

а исследователь, раскрывающий

спонтанную информацию своего опыта»

Ю.М. Лотман «Культура и взрыв», с.23.

«В настоящей социокультурной ситуации, рожденной взрывом и чреватой новыми культурно-историческими взрывами, пусть и меньшей мощности, чрезвычайно важно заполнить духовный, идеологический вакуум такими знаниями, идеями, теориями <…>, которые, обладая безусловным статусом научности <…>, могли бы взять на себя объяснение исторического процесса, способствовали становлению и развитию мировоззрения, соединяющего научность, достаточно широкий культурный кругозор и значительный потенциал духовности» [3, c.5]. Подобный потенциал представляется возможным заложить, только поместив культурные феномены в поле личной заинтересованности ученика, которое возникает лишь тогда, когда он сам начинает осознавать себя в пространстве культуры, имеющей определенную историю, когда является ученику понимание взаимосвязанности культурных элементов различных эпох, понимание диалогического характера развития культуры. И, чтобы достичь здесь определенного успеха, необходимо, в свою очередь, предоставить ученику возможно более объективную, разносторонне-яркую, никогда не законченную, всегда эманирующую картину мира человека определенной культурной эпохи, а вместе с тем, и право самому расставлять оценочные ударения, право, которое, однако, не рождается произвольно, но лишь вытекает из необходимости самостоятельного обобщения полученной информации.

Похожие материалы

Информация о работе