Итак, отсюда можно перейти к полемике западников и славянофилов, остановившись на последних в контексте их попытки найти основы современной им культуры в культуре традиционной, а далее, разбавляя сложный материал, предлагается начать разговор о том социальном слое, который, с одной стороны, оставался носителем традиционной культуры, сторонником патриархального, дораскольного еще, уклада жизни, а с другой – всегда стремился к сближению с дворянством. Следует перейти к разговору о семантике купеческой культуры [10, с.17].
Второй блок тем культурфилософского характера должен быть связан с кардинальными изменениями в картине мира человека шестидесятых годов XIX века, с вопросами понимания культуры поколением русских социалистов. Здесь возможно рассмотрение параллельно марксистской концепции понимания культуры и поиск разительных противоречий между материалистической философией Запада и России [10, с.18 - 20].
Очень важно сравнить и две картины мира женщины девятнадцатого столетия – женщины начала века и женщины периода русской эмансипации, а также подвести важные культурные итоги процесса изменения женского миропонимания. Все это, повторяю, должно видеться в пространстве культурфилософских взглядов русской интеллигенции.
Таким образом, ученик будет явственно представлять себе масштабы влияния самоосмысления культуры на механизмы ее динамики.
Заключение
В заключение хотелось бы сказать, что в этой работе, концентрируясь только на двух аспектах программы и намеренно опуская другие, автор желал только как можно более подробно осветить те разделы уроков, которые ему самому кажутся достаточно сложными и нуждаются в трактовке и обосновании.
Однако это совсем не значит, конечно же, что здесь полностью исчерпаны все сложности. Такой абсолютной цели здесь и не ставилось. Важно, что в дальнейшем планируется интеграция гуманитарных предметов с ориентацией на тематический охват и идейные установки уроков культурологии по программе Яковлевой – Алекаевой. В ближайшее время уже будет разработан курс истории культуры Англии, своим историко-культурным содержанием соответствующий культурологической базе. Корректируется программа по МХК.
Автор хочет надеяться, что данной работой не закончится процесс отшлифовки и уточнения, а также логико-смыслового объединения школьных программ гуманитарного цикла.
Литература
1. Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры (опыт русской культурологии середины XIX – начала XX веков). – М.: ОГИ, 2001. – 344с.
2. Голосовкер Я.Э. Логика Мифа. – М.: Наука, 1986. – 224 с.
3. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: учеб. Пособие. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 687 с.
4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства. – СПб.: Искусство – СПб, 1996. – 399 с.
5. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М.: Наука, 1992. – 270 с.
6. Светлов В.А. Практическая логика. – СПб.: Изд-во РХГИ, 1995. – 472 с.
7. Хюбнер К. Истина мифа. – М.: Республика, 1996. – 448 с.
8. Психология развития: ученбник. – М.: Академия, 2001. – 352 с.
9. Русская идея. – М.: Республика, 1992. – 496 с.
10. Яковлева М.Н., Алекаева С.В. Культурология в филолого-культурологическом профиле обучения старшеклассников: учебная программа для старшеклассников. – СПб., 2004. – 23 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.