Категория «Картина мира» в рамках преподавания курса культурологии в школе, страница 7

Освоение картины мира человека древней культуры, механизмы существования мира согласно представлениям этого человека, не будут достаточно полно усвоены детьми, не будь реальной, практической работы, во время которой ученик сам мог бы полностью интерпретировать культурный текст. Такую интерпретацию можно осуществить на основе анализа волшебной сказки, точнее, осмысление ее в качестве символической передачи сути обряда инициации (Пропп), своеобразного пропедевтического момента. Это должно привести в порядок, космизировать уже имеющийся у учащегося знаковый фонд, ведь ничто так не подтверждает стройности системы, как ее собственная эффективная работа.

Не лишним будет сказать, что историко-культурный момент передачи фактических знаний никак не может обойтись без уроков по изучению отражения картины мира в быту. В данном случае, мы говорим о бытовом пространстве, ничуть не оторванном от пространства сакрального, и это следует всегда помнить. Автор работы считает, что два урока на тему «Дом как модель мира» [10, с.11], которым отведено место в тематическом плане занятий Яковлевой – Алекаевой, органично вписываются в концепцию раздела. На примере процесса создания дома можно проследить временную связь его с космогоническими представлениями древних славян. Кроме того, дом сам есть модель мира, т.е. воплощенная его картина в горизонтали (семантика элементов фасада) и вертикали (семантика внутренней планировки). Таким образом, соединяются воедино мировые измерения, пространственные и временные. Эти уроки подлинно и подробно представляют школьнику древнеславянскую картину мира, ученику открывается целая ретроспектива дохристианской славянской культуры. «Быт – это не только жизнь вещей, это и обычаи, весь ритуал ежедневного поведения <…>. Связь этой стороны быта с культурой не требует пояснений. Ведь именно в ней раскрываются те черты, по которым мы обычно узнаем своего и чужого, человека той или иной эпохи» [4, с.12].

Имея подобный фактический базис, обогатив необходимыми элементами свой тезаурус, ученик подготовлен к раскрытию сущности процесса диалога культур как взаимопроникновения разных картин мира. Теперь есть все основания плавно перейти к изучению религиозной картины мира вообще и православно-христианской в частности. Однако программа восьмого класса не предполагает замыкаться на православии, разговор на уроках пойдет, что очень важно, и о «ликах христианства» [10, с.12] и о диалоге его с мировыми религиями.


Глава III. «Картина мира» в «Картине мира»

 или аспекты преподавания истории русской культурологической мысли

Как уже было утверждено в начале, в работе такого формата останавливаться на всех особенностях программы бессмысленно. Для обоснования программы как приемлемой для организации уроков культурологии, для уточнения логики построения этих уроков в рамках выбранной концепции достаточно остановиться на стержневых моментах, которые могут показаться неясными и вызвать возможную полемику. Так, автор посчитал необязательным обрисовывать уроки культурологии, где теория культуры основывается на увесистом базисе конкретного культурно-исторического материала.

Во всей программе, вернее, той ее большей части, которая в ходе трехгодичного эксперимента была проверена на практике в реальной школе (исключая блок, где рассматриваются новые тенденции в развитии культуры как таковой на примере культуры ушедшего столетия), сомнения и толки может вызвать пятый раздел, озаглавленный как «XIX век в России: история культуры и культурологической мысли».

Как раз здесь, в этом самом XIX веке, мы встречаемся с первыми опытами характеристики культуры как культуры; разумеется, «первость» эта относится к России. Сразу же возникает целый ряд вопросов.

1) Следует ли вообще говорить в десятом классе о внутреннем понимании культурой самой себя?

2) Каким образом выстроить материал так, чтобы теоретическая нагрузка не выбила учащегося из колеи учебного процесса?

3) Опять же, по какому принципу расположить теорию так, чтобы она вступила в логическую, взаимоподдерживающую связь с уже имеющимися у учащихся знаниями о культуре девятнадцатого столетия (то есть о дворянской культуре в частности, закрытой культуре дворянского авангарда)?