Категория «Картина мира» в рамках преподавания курса культурологии в школе, страница 3

Потому основными узловыми точками истории культуры, рассматриваемыми на уроке для того, чтобы выстроить картину мира человека той или иной культурной эпохи, должны быть социокультурные ситуации языкового столкновения, ситуации внутри- и межкультурного диалога; таким образом, ученик, с одной стороны, овладевает языковой ситуацией как таковой, т.е. начинает понимать законы чтения различных текстов, а с другой – знакомясь с конкретными текстами, являющими собой продукт культурного диалога, он, ученик, приобретает навык усмотрения в историко-культурных процессах самой динамической нити развития культуры; в изменении элементов бытовой культуры он научается видеть тенденции общекультурного развития.

Каким же образом можно все это претворить в жизнь? Как системно организовать информацию, получаемую учеником на уроке так, чтобы она соответствовала всему, сказанному выше? Это – те главные вопросы, на которые постарается ответить автор в данной работе.

В неоднозначном процессе постигания феноменов культуры необходимо найти ту направляющую, которая обозначила бы основное направление изучения. В зависимости от этой направляющей можно было бы отбирать материал и строить логику его подачи, выработав для этого специальную методическую систему. Знания о механизмах функционирования культуры не могут преподаваться в голом виде; содержание никак не может существовать без формы. Поэтому следовало бы конкретизировать эти знания, сделать процессы формирования и развития, а также взаимодействия культур наиболее наглядными, то есть представить эти процессы на каком-либо примере. На каком же?

Духовное тело, нравственный corpus любого человека формируется в условиях и под влиянием  той культуры, в рамках которой он существует как личность. Оно и понятно. «Культура всегда, с одной стороны, - определенное количество унаследованных текстов, а с другой – унаследованных символов» [4, с.8]; на основе уже имеющегося текстуального базиса человека определенной культуры, имеющегося у него a priori относительно начала его теоретического познания культурных механизмов, можно было бы много более эффективно преподнести ему эти знания, стимулировать его к их получению. Таким образом, преподавая культурологию на основе истории родной культуры, мы способствовали бы также структурированию уже имеющейся у ученика культурной информации. Тем более, что «современные этнические общности <…> не имеют столь непререкаемых традиций и стабильной картины мира, многие элементы их культуры размываются – интернализируются хозяйственная деятельность, жилище, искусство» [8, с.309]. В такой интернализации очень сложно проследить элементы традиционной культуры, которые, видоизменяясь, перерождаясь, отрицаясь и даже насильственно уничтожаясь, формировали родную культуру нашего сегодняшнего дня.

По мнению автора, программа учебной дисциплины «культурология» в рамках концепции филолого-культурологического профиля обучения старшеклассников Яковлевой - Алекаевой вполне отвечает высказанным ранее соображениям. Именно на основе этой программы автор и постарается в дальнейшем конкретизировать применение категории «картина мира» в структуре уроков культурологии в школе как категории базовой, стержневой, определяющей направление всего процесса обучения.

Подводя итог этому краткому вступлению, следует обозначить те основные выводы, к которым мы пришли на данный момент:

1) изучить механизмы становления и развития культуры, а также диалога различных между собой культур можно на примере истории родной культуры, т.к. ученик уже существует как личность в ее контексте;

2) структурировать образовательный процесс в этом случае необходимо на основе некоторого типологического разделения взаимодействующих друг с другом картин мира;

3) «картина мира» есть неисчерпаемая категория, но именно это ее бесконечное развертывание актуализирует вопрос о значимости культуры той или иной эпохи для современной ученику культурной ситуации;

4) однако, для того, чтобы материал не показался ученику размытым и нелогичным, следует концентрировать картину мира человека какой-либо данной эпохи вокруг архетипических культурных конструктов, которые, в частности, являются источником существования такого явления культуры, как менталитет;