«Художественная педагогическая драматургия» уроков художественной культуры

Страницы работы

Содержание работы

68. «Художественная педагогическая драматургия» уроков художественной культуры.

Программа по МХК была впервые создана Лидией Михайловной Предтеченской (1987 г.) доказала необходимость и создала первые методические пособия, подобрала диапозитивы и музыкальные пластинки. Через воздействие искусства формируется личность ученика, проводится его идейно-нравственное воспитание.

Л.М. Предтеченская – изучение искусства должно быть построено по законам искусства, то есть надо давать задания творческого характера (рисовать, писать, сочинять, музицировать, писать стихи, ставить театральные сценки). Но это заимствования из других научных дисциплин. Все это не решает основной проблемы. Урок МХК предполагает восприятие произведений искусства, а не их создание. Тогда как организовать урок?

Л.М. Предтеченская предлагает метод «художественная педагогическая драматургия» урока. «Художественная» - изучение искусство по законам искусства. Основной формой урока становится урок, который строится по законам драматургии независимо от его содержания. В этом случае урок строится по схеме, определяющей ряд логических этапов разворачивания урока:

1. Экспозиция

Это введение в содержание урока, вхождение в новую ситуацию. Урок еще не начался, а проектор уже показывает картину, или звучит музыка. И картина или музыка предвосхищают содержание урока.

2. Завязка

Сообщение целей и задач урока, формулирование проблемного вопроса. Проблемная ситуация становится мотивацией ученика.

3. Разработка темы

Сообщается вся новая информация (учителем, выступлениями учеников, учебником). Разработка должна подводить к наивысшей точке урока, когда ученики могут увидеть главное произведение урока.

4. Кульминация

Пик эмоционального переживания, осознание, что совершается открытие для всех.

5. Развязка

Эмоциональная напряженность спадает. Рассуждение о том, что узнали сегодня, о связи с ранее изученным, о значении этого материала.

6. Последствие

Осмысление того, что произошло на уроке (может продолжаться и после урока)


Пример урока «Композиторы «Могучей кучки». М.П. Мусоргский», разработанный Л.М. Предтеченской по методу «художественной педагогической драматургии урока». Это первый из четырех уроков по теме «Реализм в русской музыке»

Этапы урока

Их логический смысл

Вопросы к учащимся

I.

1. Литературные эпиграфы

Будь гражданин!

Служа Искусству, для блага ближнего живи!

(Некрасов)

Прошедшее в настоящем – вот моя за дача.

(Мусоргский)

2. Музыкальный эпиграф

Экспозиция 1.

Высказывания Некрасова и музыка Бородина подготавливают понимание острого чувства гражданственности кучкистов

Второй литературный эпиграф уже звучал в уроке об исторической живописи Сурикова. Теперь он перебрасывает мостик между искусствами, освещает идейную задачу всех уроков подтемы.

II. «Могучая кучка»

1. Возникновение балакиревского кружка.

2. Связь художественных задач кучкистов с творчеством Глинки и Даргомыжского.

3. Творчество кучкистов и общественное движение эпохи.

Завязка и постановление проблемы 1

В чем проявилась преемственность творчества кучкистов и их предшественников — Глинки и Дар- гомыжского?

Доказательное решение проблемы будет возможно после изучения подтемы I.

1. Случайным ли явлением было образование в 1860-х годах в России балакиревского кружка?

2. Что объединяло творцов искусства?

3. В чем проявилась преемственность идейно-художественных задач кучкистов с творчеством их предшественников и старших современников — Глинки и Даргомыжского?

III. Модест Петрович Мусоргский — крупнейший композитор «Могучей кучки»

1. Задачи музыкального искусства с позиции Мусоргского.

2. Музыкальное вступление к первой картине Пролога оперы «Борис Годунов».

Экспозиция 2 и завязка

Певучая тема оркестрового вступления к опере звучит как выражение беспросветного народного горя, но, одновременно и душевной красоты народа, вводит учащихся в мир музыкальных образов оперы.

IV. Идейный замысел трагедии Пушкина «Борис Годунов», основы либретто оперы Мусоргского

1.  Главный конфликт трагедии, его злободневность для эпохи Пушкина.

2.  Народ – главный герой трагедии Пушкина.

3.  Новаторство Пушкина-драматурга.

Подготовка проблемы 2

Чем был созвучен «Борис Годунов» Пушкина идейно-художественным исканиям шестидесятников?

1. Чем был созвучен «Борис Годунов» Пушкина мировосприятию шестидесятников? Ответ дается на основе беседы по вопросам домашнего задания (вопросы заданы за неделю до урока, для работы над текстом учебника по русской литературе 9 класса): а) какие события современной Пушкину жизни заставили его обратиться к русской истории? б) каков идейный замысел трагедии? в) в чем новаторство Пушкина-драматурга?

V. Пушкин и Мусоргский. Идейный замысел оперы «Борис Годунов».

Кульминация и постановка проблемы 3

Что общего и в чем различие в решении             основного конфликта в трагедии Пушкина и в опере Мусоргского? Какие изменения внес Мусоргский в трактовку образа народа, чем эти изменения были вызваны? Проблема разрабатывается на последующих уроках подтемы и разрешается в конце ее изучения.

Похожие материалы

Информация о работе