Вопрос №59: Преподавание элективного курса «Исторические типы культуры»
1. У М.С. Кагана курс «Исторические типы культуры» предназначен кафедрам педагогических университетов как основа для построения учебного процесса студентов по курсу подготовки бакалавров и частично магистров образования. Данный курс включен в группу программ спецкурсов и спецпрактикумов по культурологическому модулю (т.е. это не обязательный курс! Обязательным курсом является программа Мосоловой, Валицкой и Щедриной «МХК»). Для данного спецкурса Коган выделяет 40 часов: 30 лекционных часов и 10 практических занятий. Но так как нас (вернее С.Н.) интересует данная программа как элективный курс в школе, то количество часов и форма ведения занятий должна измениться.
Как элективный курс для профильной школы данная программа должна быть рассчитана примерно на 12 часов, которые выделяются в начале года в 10 классе. Цель курса – дать теоретическую подготовку учащимся, предназначенную для облегчения дальнейшего рассмотрения явлений культуры и отнесения их к определенным эпохам. В конце программы дается объемная библиография для самостоятельной работы учащихся.
Тематический план
Название темы |
Количество часов |
|
Лекции |
Семинары |
|
1. Современное культурологическое знание и его основные проблемы |
2 |
|
2. Культура как целостна, самоорганизованная, функциональная, развивающаяся, саморефлексивная система |
4 |
|
3. Строение художественной культуры |
2 |
|
4. Культура и культуры |
2 |
2 |
5. Переход от биологической формы жизни к социальной. Особенности первобытной культуры |
2 |
|
6. Распад синкретизма первобытной культуры и пути перехода к чётко структурированной и иерархически организованной культуре |
4 |
|
7. Культура феодального общества |
4 |
2 |
8. Культура Возрождения как переходный тип культуры |
2 |
2 |
9. Культура буржуазного общества |
4 |
2 |
10. Становление нового переходного типа культуры в конце ХХ века. |
4 |
2 |
Итого |
30 |
10 |
Всего |
40 |
1. Современное культурологическое знание и его основные проблемы
Пути развития культурологии в XVIII-XIX вв. на Западе и в России. Множество представлений о культуре в науке ХХ века и его причины. Конкуренция научных подходов к изучению культуры в современной науке и особенности философского подхода. Соотношение теоретического и исторического аспектов изучения культуры, их взаимозависимость и способы сопряжения. Трудности изучения культуры как целостной и саморазвивающейся системы. Связь культуры и её исторической типологии.
2. Культура как целостна, самоорганизованная, функциональная, развивающаяся, саморефлексивная система
Системное мышление в современной науке. Метод выявления культуры как особый формы бытии. Природа, общество, человек, культура. Строение культуры. Человек как носитель культуры, как её творец и её творение. Влияние культуры на формирование психики человека в филогенезе им онтогенезе. Три модальности культуры – человеческая, процессуально-деятельностная, предметная. Различие и взаимосвязи материальной культуры, духовной культуры и художественной культуры. Формы предметности материальной культуры, формы духовной предметности, формы приметности художественной культуры.
3. Строение художественной культуры
трёхмерное строение художественной культуры. Её институциональное измерение. Духовно-содержательное измерение художественной культуры. Морфологическое измерение художественной культуры. Неравномерность развития художественной культуры. место искусства в культуре. искусство как самоорганизование культуры. значение изучения истории искусства для выявления закономерностей развития культуры как целого.
4. Культура и культуры
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.