Деконструктивизм. Метод понимания мира. Историко-генетический анализ

Страницы работы

23 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Герменевтика.

Деконструктивизм – следствие процесса, который длился долго и назывался позитивизм = сциентизм, кризис рациональности, сомнение в авторитетности разума.  Актуальны направления, которые не были тотально охвачены сциентизмам. Это явление герменевтики (состояние философского самосознания).

Герменевтика (от «Гермес» – связь между простыми людьми и богами олимпийцами, доводил до людей божественные смыслы)

В христианстве развивается экзегетика (толкование священных текстов Библии и других священных книг). Толкование Библии опасно, толкователь должен быть особенно осторожен. Искусство толкования развивалось с течением времени. Здесь нужно трепетное отношение, погружение. Дистанцированность и холодность здесь неадекватны, лучший толкователь – поэт (вновь явление «лирики о лирике»). Это встретило отпор у позитивистов, которые хотели уйти от этого романтизма, мифологизма. В искусстве есть своя истина, свой универсализм, а в науке этого нет.

Герменевтика зародилась в Германии. Дильтей заявил о духовной революции в сфере наук о духе. На области гуманитарного знания не распространяется действие наук о природе. Человек- не вещь, его нельзя измерить, относительно его души можно лишь высказываться.

Шлейермахер  («Диалектика», «Герменевтика», «Критика») толковал герменевтику широко: как метод понимания мира. Эта традиция до сих пор жива в Германии. Возвращается антропоцентристская  доктрина. Для германцев понимание = самопонимание.

Герменевтика – понимание человека в основе основ. Герменевтики настаивают на том, что понимание текста – самопонимание человека. Себя мы понимаем в диалоге, в зеркалах.

Хайдеггер говорит, что экзистенциальная философия – диалог души с собой, диалог с традицией. Хайдеггер причисляет себя  к герменевтикам. Он говорит, что в современном мире самое важное и самое трудное – понимание. Нынешний человек хочет спрятаться от понимания (например, алкоголь). Торжество отчуждённого сознания. Работы: «Разговор на просёлочной дороге», «Лесные тропы». Отрешённость, отсутствие спешки – предпосылки понимания. Символ же американкой культуры – спринтер. Нынешнему миру грозит утрата понимания, смысла. Нынешняя западная культура не стремится к завершённости, процветает фрагментарность.

Каадамер («Истина и метод») говорит о понятии «герменевтический круг». Человек подходит к тексту с определёнными ожиданиями («герменевтический круг»), но должен преодолеть свою субъективность. Обычно мы пытаемся предугадать сюжет развязку и т.д., но «круг» наших ожиданий предугадать невозможно, но и НЕ нужно. Наука разрушает эту связь, эту коммуникацию.

Герменевтика – восстание против точного литературоведения. Все завоевания в науке ХХ века ничтожны и вредны. Наука – ненужный посредник между автором  и читателем. В этом есть частичная истина: наука должна действительно периодически более критически смотреть на себя.

Рецептивная эстетика.

Ключевые слова этой школы: восприятие, рецепция, означивание.

Глава школы – Яусс, который особенно знаменит своей книгой «История литературы как провокация литературоведения».

Основные мысли книги:

Между эстетическим и историческим значением произведения есть противоречие, которое неискоренимо. Эстетическое значение вечно, абсолютно, а историческое толкование – ситуативно. Эстетическое знание не поддаётся такому детерминизму, как историческое. Во многом это возникло из более глобальной оппозиции: Бытия и Сущего (оппозиция по Хайдеггеру).

История литературы бросает вызов литературоведению. Это процесс обогащения человеческого опыта. Рецептивная эстетика более вторична. Долгое время в русском литературоведении  не знали ничего о рецептивной эстетике. Сейчас мы напротив приобщаемся теснее к западной традиции. Примером этому стало появление на излёте советской эпохи сборников: «Шекспир в меняющемся мире», «Талант в меняющемся мире», «Русские писатели в изменяющемся времени» и т.д. Но эти книги грешат тем, что в них есть слишком частые цитаты Маркса и Энгельса.

В результате появилось различие историко-генетического и историко-функционального подхода.

Историко-генетический анализ занимается созданием произведения (от замысла до воплощения).

Историко-функциональный анализ занимается жизнью текста после смерти автора, его функционирование в веках, социальных слоях и т.д..

Произведение – мерцающий смысл, который нестабилен. Текст живёт в веках и вбирает в себя разные смыслы. Смысл не заканчивается, когда автор ставит точку. Смысл живёт, обогащается, его нет без реципиента, носителя определённой культуры.

Марксисты же добивались политической и классовой определённости. Они выступали против направления рецептивной эстетики, загоняя произведение «в клетку», лишая его будущего, подчиняя произведение литературы политической риторике. С одной стороны нужна конкретика, но с другой стороны излишняя конкретика мешает услышать высшее звучание.

Такое различие взглядов обогащает литературоведение, позволяет ему быть двуликим.

Диалогическая концепция Бахтина.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Герменевтика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
209 Kb
Скачали:
0