Жизненный материал они называли ФАБУЛА. Поэтика должна заниматься только приёмами, чьё количество ограничено. Художник имеет дело с известным набором приёмов.
Учение о том как правильно делать художественное произведение: правильно распоряжаться приёмами # статьи «Как делать стихи» - это уже область риторики, которая рациональна и подчинена определённым правилам.
Пропп 9»фольклорный опыт») доказывает, что формализм хорошо работает с материалом далёкого по временной дистанции.
Формальная критика – эксперимент.
Учение о жанре:
- интенсификация жанра – анекдот как предел интенсификации
- экстенсификация – предел: роман, цикл романов.
Ю. Тыняков: лит-истор предел (в каждом преобладает определ. Жанр (ода – классицизм, роман – реализм).
Жанр – система приёмов. Доминирующий приём подчиняет всю структуру и ориентирует структуру жанра (УСТАНОВКА).
Автор – точка пересечения приёмов в историческом пространстве → деперсонализация искусства.
Искусство – не образы, а особый язык => надо познать его грамматику.
#Эйхенбаум «Теория формального метода» => этапы формализма:
- вслед за футуристами – внимание на самодостаточность языка.
- внимание к приёмам обработки жизненного материала, разделение искусства и жизни.
- вопрос о соц.: можно или нет за рамки специфики искусства.
# Ю. Тыняков «Литературный ряд» - один трактат может восприниматься как худ. И нехуд., создаётся как худ. и нехудож., текст может входить или нет в литературный ряд => это зависит от внешних социальных причин.
Литературный ряд – любое произведение может изучаться среди совокупности явлений. #литературный быт
Проблема историзма - новый путь (смелая экспериментаторская школа, без этой школы не было бы структурализма).
В конце 20х после критики некоторые формалисты были эмигрированы (Трубецкой, Якобсон – Пражский лингвистический кружок).
Продолжение традиций формализма мы можем найти в структурализме 2 половины ХХ века (Якобсон, Барт)
Вопрос №1
Три раздела:
Культурология текста;
Методология (подходы);
Поэтика.
Дисциплины:
Основные (наприм., история литературы);
Вспомогательные (наприм. текстология).
Другой подход.
Дисциплины:
Добывающие (текстология, источниковедение);
Обрабатывающие знания.
Текстология – это дисциплина, которая «велит» знать, откуда текст, кем и когда создан, его история и пр.; обязательна ссылка на источники. Без отсылки на источники – риторика, а не наука.
Текстология зарождалась долго среди скандалов.
Пример:
Оссеанизм (сочинения Оссеана вызвало сотни подражаний в эпоху романтизма);
«Велесова книга»;
Гомеровские поэмы.
В истории литературы известно множество подделок.
Текстология требует вещественного док-ва, текстолог работает с источниками: рукописные – в 1 очередь, печатные (газеты, журналы), изобразительные (рисунки), киноленты, фото, электронные источники.
Эментация? (эмендация?) – процесс восстан-я авт. текста. Гл. работа текстолога – вост-е авт. текста: он изучает вар-ты текста, лит. связи, разные изд-я. Различаются изд-я авторитетные и неавторитетные (пиратские). Самые авторитет. – академические.
«Библиотека поэта» - продукция Пушкинского дома, менее авторитетные – «Худ. лит-ра».
Издания классиков 20 века – текстологическая проблема. нет ни одного академич. собр-я соч. рус. писателей 20 века.
Источниковедение
2 аспекта источников:
1) источники романа (напр., демонологические источн. пром. «Мастер и Маргарита»);
2) источники знания о романе и его авторе (газеты, журналы, письма).
Источниковед-е суш. во всех науках.
Атрибутика – приписать текст автору. Большинство текстов атрибутировано. Проблема – древние тексты: др. рус. л-ра – безавторская, античность – множ-во переписываний.
Вопрос №11
Если логика контраста волновая гипотеза справедливы, то на смену Романтизму д.б. прийти Натурализм, но ранний над-м был еще не направлением, а течением, проявлялся исподтишка, не прояв. до конца, только у незначит. писателей. Нет громких имен натуралистов в России, но была эстетика (Чернышевский, Добролюбов), тенденция.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.