Деконструктивизм. Метод понимания мира. Историко-генетический анализ, страница 7

Жизненный материал они называли ФАБУЛА. Поэтика должна заниматься только приёмами, чьё количество ограничено. Художник имеет дело с известным набором приёмов.

Учение о том как правильно делать художественное произведение: правильно распоряжаться приёмами # статьи «Как делать стихи» - это уже область риторики, которая рациональна и подчинена определённым правилам.

Пропп 9»фольклорный опыт») доказывает, что формализм хорошо работает с материалом далёкого по временной дистанции.

Формальная критика – эксперимент.

Учение о жанре:

- интенсификация жанра – анекдот как предел интенсификации

- экстенсификация – предел: роман, цикл романов.

Ю. Тыняков: лит-истор предел (в каждом преобладает определ. Жанр (ода – классицизм, роман – реализм).

Жанр – система приёмов. Доминирующий приём подчиняет всю структуру и ориентирует структуру жанра (УСТАНОВКА).

Автор – точка пересечения приёмов в историческом пространстве → деперсонализация искусства.

Искусство – не образы, а особый язык => надо познать его грамматику.

#Эйхенбаум «Теория формального метода» => этапы формализма:

- вслед за футуристами – внимание на самодостаточность языка.

- внимание к приёмам обработки жизненного материала, разделение искусства и жизни.

- вопрос о соц.: можно или нет за рамки специфики искусства.

# Ю. Тыняков «Литературный ряд» - один трактат может восприниматься как худ. И нехуд., создаётся как худ. и нехудож., текст может входить или нет в литературный ряд => это зависит от внешних социальных причин.

Литературный ряд – любое произведение может изучаться среди совокупности явлений. #литературный быт

Проблема историзма -  новый путь (смелая экспериментаторская школа, без этой школы не было бы структурализма).

В конце 20х  после критики некоторые формалисты были эмигрированы (Трубецкой, Якобсон – Пражский лингвистический кружок).

Продолжение традиций формализма мы можем найти в структурализме 2 половины ХХ века (Якобсон, Барт)

Вопрос №1

Три  раздела:

Культурология текста;

Методология (подходы);

Поэтика.

Дисциплины:

Основные (наприм., история литературы);

Вспомогательные (наприм. текстология).

Другой подход.

Дисциплины:

Добывающие (текстология, источниковедение);

Обрабатывающие знания.

Текстология – это дисциплина, которая «велит» знать, откуда текст, кем и когда создан, его история и пр.; обязательна ссылка на источники. Без отсылки на источники – риторика, а не наука.

Текстология зарождалась долго среди скандалов.

Пример:

Оссеанизм (сочинения Оссеана вызвало сотни подражаний в эпоху романтизма);

«Велесова книга»;

Гомеровские поэмы.

В истории литературы известно множество подделок.

Текстология требует вещественного док-ва, текстолог работает с источниками: рукописные – в 1 очередь, печатные (газеты, журналы), изобразительные (рисунки), киноленты, фото, электронные источники.

Эментация? (эмендация?) – процесс восстан-я авт. текста.  Гл. работа текстолога – вост-е авт. текста: он изучает вар-ты текста, лит. связи, разные изд-я. Различаются изд-я авторитетные и неавторитетные (пиратские). Самые авторитет. – академические.

«Библиотека поэта» - продукция Пушкинского дома, менее авторитетные – «Худ. лит-ра».

Издания классиков 20 века – текстологическая проблема. нет ни одного академич. собр-я соч. рус. писателей 20 века.

Источниковедение

2 аспекта источников:

1) источники романа (напр., демонологические источн. пром. «Мастер и Маргарита»);

2) источники знания о романе и его авторе (газеты, журналы, письма).

Источниковед-е суш. во всех науках.

Атрибутика – приписать текст автору. Большинство текстов атрибутировано. Проблема – древние тексты: др. рус. л-ра – безавторская, античность – множ-во переписываний.

Вопрос №11

Если логика контраста волновая гипотеза справедливы, то на смену Романтизму д.б. прийти Натурализм, но ранний над-м был  еще не направлением, а течением, проявлялся исподтишка, не прояв. до конца, только у незначит. писателей. Нет громких имен натуралистов в России, но была эстетика (Чернышевский, Добролюбов), тенденция.