Деконструктивизм. Метод понимания мира. Историко-генетический анализ, страница 14

Постструктурализм имеет другое обозначение – деструктивизм. В околонаучной литературе встречается постмодернистско-постструктуралистский комплекс. Другое обозначение – посткультура. Мы живем в то время, когда имеет место после-культура. Культура кончилась, началась эпоха господства техники.

Есть 2 тенденции в осмыслении современности:

апологистическая – символ веры постмодернистов, постмодернисты выражают свою веру. «Постмодернисты о культуре» - поток откровений, поток сознания.

критическая. «позиция вненаходимости», - говорил о ней М.Бахтин.

Постмодернисты многое отменили в культуре: науку историзм, т.е. основы гуманитарных наук.

Самая страшная дыра – это провал историзма, который наблюдается в нынешнем сознании.

Постмодернистские тенденции проявились еще в конце 60-х годов во Франции, это была эпоха бунтов, забастовок. Однако долго это не продержалось, и вскоре французы стали придерживаться другой стороны.

Ролан Барт стал известен в мире критики с конца 50-х годов. Он считался главным авторитетом европейского научного структурализма. В середине 60-х гг. он начал печатать статьи, опровергающие структурную тематику.

Ряд мыслителей бросили романтический вызов прежней парадигме: Фуко, Юлия Кристева, Жиль Делез и т.д. Одни из них были авторитетами в области детской психологии, говорили на равном и о детской, и о взрослой психологии.

В искусствознании появляется шизоанализ («Современный человек – вольно прогуливающийся шизофреник»). Они заявляют, что психическая норма – выдумка, поэтому считают необходимым отменить это понятие. В области психологии была поставлена под вопрос категория нормы. «Нельзя говорить о правильном или неправильном в культуре», «Нет великих или малых имен в литературе, все одинаковые», «все надо оценивать одинаково», поэтому была упразднена проблема ценностей в искусстве и жизни. Дальше это вылилось в антисистему, которая имеет следующие положения:

децентрация. М.Бахтин говорил, что в каждой культуре есть центр. «Это ложь и фальшь», - заявляют они, теперь внимание уделяется побочному и маргинальному. С этой точки зрения начинают рассматривать не только новейшие произведения, но и классику. Например, главный герой рассказов Шукшина – маргинальный человек.

вызов историзму. «Долой все универсальные принципы!», т.е. происходит ниспровержение всех принципов, т.к. «все они лгут». Вводится понятие «метанарратив» - «сверхповествование». Брошен вызов всем идеологиям (т.к. любая идеология навязывает волю, они должны быть отменены).

Бунт в науке привел к тому, что стало позволено свободно высказываться по поводу литературных или музыкальных произведений. Все равны. Но может ли общество жить без идеологии? Что будет его объединять? Непонятно. На голом отрицании создаются общества (например, маргинальные), но не все. Это состояние кризиса западной цивилизации, т.к. конец века, тысячелетия обострял кризисные явления в области самосознания.

Однако не нужно искать причину только в поколении (структуралисты это или деструктуралисты). Многие отказались от этого. Ролан Барт пришел к своим обобщениям, основываясь на критике. Структурализм пытался объяснить мир, все обозначить, расшифровать, поэтому он пришел к выводу о том, что между критикой и наукой не может быть различия. Наука должна искать методологию. Р.Барт говорил о том, что общественная мысль – это всегда самообман. Общество льстит себе, это область утопии. Наука становится метатекстом по отношению к критике. Мы видим те же мифы, только хорошо спрятанные. А это значит, что любая доктрина – самообман, общество не способно познать себя. Отсюда следует вывод о том, что в науке нет истины. Наука должна пойти навстречу критике. Формализм начинается с того, чтобы отделиться от всего.

Философия: они завили, что философские системы ничего не стоят, как и этические и религиозные. Это инструменты приспособления к обстоятельствам, следовательно, философия – инструмент несвободы. Во имя свободы надо отменить прежнее благоговейное отношение к философии и религии. Отмена философской эстетики, отмена принципов отменяют и науку.