На Западе эпоха постмодернизма и деконструктивизма заканчивается. Мы это восприняли с отставанием, но процесс тоже свернется. Эпоха соцреализма (т.е. крайнего утопизма) сменилась крайним безутопизмом.
Марк Липовецкий выразил тайну подсознания: «Через посредство постмодернизма мы начинаем шагать в ногу с западом». Это сознание – атомизация общества. На верхнем уровне – глобалистский процесс, объединение. Это глобалистское сознание. Глобалисты видят будущее как сплошной запад, модерн. На этом пути не может быть разрешена экологическая проблема. Единая цивилизация несет урон. Выражение кризиса несомненно. Модель лабиринта опасна.
Неокритицизм (новая критика)– это новое явление, нам почти незнакомое (возможно, косвенно, под другими названиями). Это течение в литературоведении, которое развивалось давно, почти весь XX век. Оно сильно изменилось, появилось несколько направлений. Неокритицизм проявляется в Англии в 10-е годы XX в. Ему соответствует акмеизм. Это соответствовало творчеству Элиота в исходных положениях, эстетических принципах.
Художественное произведение – это не сообщение, не рассказ о чем-то, это ментальный дух, ценность, которая проявилась в традиции. Разрушение традиции опасно. Дальше начинается материализм. Художественные структуры существуют опредмеченно. Различаются культуры высокие, упорядоченные, классические – которые приближаются к пределу, к вершине художественных смыслов. Акмеизм – программа неоклассицизма, обернувшаяся нормативностью.
Есть 4 уровня, соблюдение которых является символом творческой зрелости. «Поэзия, завидуй кристаллографии!» - Мандельштам.
В.Жирмунский написал книгу об Ахматовой, созревала теория, которая затем получила название неокритицизма. Пафос – самооборона от крайностей авангарда и массовой культуры.
Существование неокритицизма было невозможно в России.
Высокая культура, упорядоченная с массовой культурой, несочетаема, так же, как высокая культура с пролетарской. Т.е.неокритицизм боролся с массовой культурой. Массовая культура мозаична, нужен центр, который появляется в результате избирательности. В основе лежит категория вкуса, поэтому литературные направления отличаются именно вкусом. Много занимались проблемой читателя, адресата.
Это была эстетическая утопия, попытка бегства от нахрапа всесильного рынка, обреченная на поражение.
На Западе неокритицизм развивался давно. Появляется адаизм, который в некотором отношении смыкался с авангардом в России. На Западе появляются фьюдтипивисты. «Беглец» - журнал, несколько лет издававшийся в Америке,пытавшийся избежать влияния города, это поэтизация хаоса противоречит высокому вкусу.
Неокритицизм сочетается с ритуально-мифологическим направлением, со структурализмом.
Предстает в 2 течениях (50-60е гг.): они порицали механистичность, но понимали структуралистов.
В лице Норта Фрайера неокритицизм столкнулся с ритуально-мифологическим течением.
В основе литературного периода должен лежать художественный принцип. Художественный критерий должен быть и в основе исторической периодизации. Они верно отмечали, что такой литературы нет (которая основывалась бы только на эстетическом подходе).
На этом пути они создают антропологию литературы, культуры, возражение против специализации, односторонности (попытка воссоздать человеческое единство).
Они не пытались создать точную науку, боролись за сохранение вкуса.
18.Сравнительно-исторический метод
Главные шаги литературоведение сделало в 19 веке в 60-70 годах. Появилось много академических изданий.
Сложилась компаративистика, которая до ныне остается наиболее сильным методом, который питает различные школы
В 40-50 годах XIX века стали появляться сравнения методов и выводов мифологической школы
70 – е годы – кризис мифологический школы. Но был открыт факультет сходства фабул у различных народов, следовательно нужны объяснения. Его нашли в теории заимствования = школа бродячих сюжетов.
Этнография, этнопсихология исследования о фольклоре
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.