Деконструктивизм. Метод понимания мира. Историко-генетический анализ, страница 11

Возникновение и складывание п. шк.  – процесс долгий. В России одним из первопроходцев в этом направлении был Потебня, сторонник мифологической школы. Он считал, что мир универсален, вечен. Потебня – лин6гвист, литературовед, видел тупиковость подхода школы Веселовского. Потебня нашел обоснование переработки западной психологии, доказал, что не может быть точного понимания, всякое понимание есть непонимание.

Материалом для исследований были образы, символы и национальная символика. Он стал описывать систему божеств славян, национальную психологию германцев через опорные символы. Прокладывал ту область, которую Юнг назовёт архетипом. Основная услуга Потебни  - гипотеза о неисчерпаемости смысла, содержания произведений.По Потебне, действует сотворчество, Он рассчитывал не на точное толкование, а на встречную работу фантазии. Язык сам творит миф и человеческая природа не удовлетвориться специальным мышлением. Это позволяет возвратиться к древним праформам.

Внутренняя форма слова восходит к мифу + этимология. Этимология любого обряда мифологична. Древний человек мыслил только образами. Вне мифологии мира не было. Потебня повлиял на символистов как учёный, обладавший чувством живого Я. Главная проблема  - проблема художественного целого. Проблема цельности, завершённости не передаётся точно. Это первородный океан. Потебня – родоначальник средней школы 90-х гг 19 в.

Происходит расслоение направления: социально-психологическое литературное

Социально-психологическое направление. Овсянников – Куликовский (ученик Потебни) – учение о психологических типах в литературе (Чацкий, Онегин). Занимался социальной психологией, Зародилась эта школа в Харькове, а затем он работал в этом направлении и в Москве, и в Петербурге, и в Европе. (повальная психологизация всего.) Психологи взяли под сомнение скепсис, Гегель – склонность к абстрактному мышлению

Конец 19в. - время тотальной психологизации всех явлений природы. Это направление было воспринято марксистами.

Лев Выготский

Психоаналитик, был запрещён до 60-х (Оттепель), занимается психологическим восприятием и психологическим творением. Учение о стадиях мышления. Художественное творчество, миф помогает излечивать неврозы. Учась, дети впитывают опыт человечества – читаемая литература соответствовала стадиям и фазам детской души. Он считал, что развитие человека повторяет филогенез. Он был полемичен с Фрейдом и заявил, что фрейдизм и марксизм не соединимы. Фрейд был под запретом долгие годы, одна из сторон размышления  - драматургичность процесса мышления. В обществе господствует фальшь, каждый носит маску, которая нужна для адаптации. Скорбь бытия. Противоборство этих страстей – самореализация, заканчивается самоликвидаций, победа формы формы над содержанием, искусство побеждает смерть.

У человека есть регуляторы.

Главное открытие западной психологии к концу 19 века – бессознательное. Это спор о человеке. На смену рационалистичному пониманию человека (Декарт) пришло абстрактное его понимание. К концу19 века пришло противоположное, изнанка души. Христианство толкует это как бессодержимость.

В западной психологии заметили, что возрастает число психопатов. Фрейд изучал женскую истерию. Комплекс Электры: ненависть, связанная с хотением отца.

В 900-м году Фрейд опубликовал книгу – толкование сновидений (мнимое исполнение желаний)

Творчество – супервозмещение желаемого. К творчеству расположены люди неполноценные, их гениальность – сверхвозмещение. В работе «Я и оно» Фрейд структурирует человеческую психику.

Super ego – культура

Ego

Id(оно)  - источник энергии

Фрейд открыл конфликт природы и культуры

В работе о Д. Винчи Фрейд открыл Эдипов комплекс.

Искусство необходимо в мире, а современное искусство опасно, так как всё больше психопатов пребывает в нём

По Фрейду главный принцип – принцип удовольствия

Влечение

Торможение

Замещение

= сублимация , утончение

Это конфликт цивилизации и природы

Фрейд – вестник новой религии, пророк новой веры , очень сильно также повлиял на модернизм.