Виды критики:
Писательская художественная критика: писатели, которые выступают в роли критиков. Было время, когда эта критика оттесняла профессиональную критику.
Эта критика в большей степени импрессионистична и менее теоретична => создаётся литературный портрет современников.
Профессиональная критика: многожанровая и разностилевая.
Ср. история литературы – 1 жанр – трактат
Критик всегда осознаёт свою субъективность, а история литературы претендует на объективность.
Главное отличие ист. Литературы и критики – степень отдалённости от объекта: критика – деятель живого литературного процесса, историк д-т из другой эпохи => судит с точки зрения других норм.
Но!!! критики могут создать исследования по истории литературы - о другой эпохе.
#Голотусский «Проза Гоголя»
Главный вопрос критики о произведении – литература или литературиз..а
Критика как процесс познания: произведение→писатель-критик→профессиональный критик→историк литературы
=>Критика – и познание литературы, и сама по себе литература => критика – самопознание литературы и культуры.
«История литературы – познание с точки зрения «вненаходтмости» (Бахтин)
Вопрос о научности критики и литературоведения.
Научность – нормировать, но представления о нормах зависит от эпохи.
=> критика – публицистика и критика – лирика отличаются от научных методов в открытии обосновании: критика даёт больше открытий, наука – обоснований.
9 Вопрос. Классицизм. Неоклассицизма у меня нет =(
Кл. – нормативность, которая определяет все остальные качества.
Эстетика Кл. риторична => риторика часто замещает поэтику. Риторика подчиняется определённым логическим правилам, чем вытесняет поэтику.
Произведение о «готовом слове»: средства литературы как определённый набор приёмов и правил, который надо рационально использовать => жанрово-нормативная эстетика.
Классицизм – ретроспективная утопия: «золотой век» искусства пройден => можно приблизиться к их уровню, но превзойти нельзя => классицизм как основной стиль жизни и мироощущения.
Классицизм заканчивается с кризисом Просвещения и антропоцентризма.
Классицизм – определённая историческая стилизация под античность: стиль, быт, ценности.
В итоге, нормативность стала препятствием литературного процесса.
Вопрос 22. Формализм в России.
Сами формалисты не использовали понятия «формализм», а предпочитали «морфологическая поэтика», «формальная школа».
М.М. Бахтин.
Формалистское движение появляется в эстетике в Средние века
1)#В. Брюсов в критике разделение искусства:
- творчество (от Бога)
- ремесло (надо обучать)
2) #А. Брюсов разделял в искусстве:
- смысл текста, который описать нельзя – каждый читатель реализует по-своему. Искусство вырастает из мифа и творит миф
- материально-формальная сторона (мог вводить в свои статьи математическую статистику. Будущее всей эстетики – изучение формы .
3) Формалистский метод сформировался в поэтической практике футуристов. Метод зародился не в академических аудиториях, а в кулуарах.
В. Шкловский – один из лидеров формальной школы. Но в 1930-40е отказывается от формализма, возвращение с конца 1950.
Форм. Метод зародился внутри авангарда: идея взрыва норм и идей.
Литературоведение и любое искусство не имеют право терять специфику своего предмета. Культурно-историческая школа, марксистская, психологическая школы эту специфику не учитывают→ измена природы объекта (это самое страшное «преступление»).
В результате Бахтин обвинил формалистов в том, что они не реализовали духовную природу слова, обращая его в предмет.
Вначале формалисты заимствовали многое от футуристов + многое от символистов + Гумилёв.
Блок: « В формальном направлении нет ничего русского, нет и быть не может. Русские – молодые люди, не закончившие своего мифотворчества.
Постепенно формализм превратился в академизм. В итоге – теория социального заказа.
Борис Эйхенбаум хотел вывести науку из-под идеологии, занять нейтральную позицию (мы не формалисты, мы спецификаторы).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.