Юнг не согласился с Фрейдом. Он открыл коллективное бессознательное.
В 30-е гг Фрейд выделил принцип смерти (tanatos)
Неофрейдизм – Г. Меркузе «Эрос и цивилизация»
Другой источник))))
Зигмунд Фрейд
Мы доживаем эпоху фрейдизма. В разговорах о Фрейде существует 2 тенденции: апологетическая и критическая. Человек как центр бытия, как самодостаточность надламывается (нечто противоположное тому, что предугадывал сам Фрейд)
Массовое сознание приписывало Фрейду пооощен\рение сексуальной вседозволенности. А Фрейд был моралистом, хотел изучать животное через человека, изгнать все неврозы. Главный его принцип, где должно быть оно, должно быть я.
Учение Ф. реакция на викторианскую эпоху (завершение просветительства)
Христианство считалось этикетом и говорить о тёмном подсознательном были невозможны.
Ф. выделил стадии взросления и явление застревания на раннем периоде – психика доставляет аномальное развитие. Чем сильнее привязанность к матери, тем сильнее ненависть к отцу.
1910 – всеевропейская известность складывается школа Фрейда. «Венский психологический кружок» (школа психоанализа)
У Фрейда огромное число последователей, среди них Теодор Адорио «Психологический портрет Гитлера», анализ человеческой деструктивности, Герберт Меркузе (Эрос и цивилизация)
Цивилизация - враг эроса, руссоизм, 2 силы владеют человеком - эрос и темнота. – 2 лика – влечение и смерть, ПО ту сторону принципа удовольствия. Конфликт с самим собой.
Фрейдисты создали новый портрет человечества. Спор о человеке усилился, новый смысл жизни.
Типы творческого сознания (художественные системы)
Творческий метод
В барокко, романтизме, модернизме есть повторяющееся.
Негенетический тип
Неомемтичееский тип – натурализм(не подражание)
Утопический тип/ анти(вне)утопический (пока не было неутопического направления – это разделение пока условно)
Гуманистический/антигуманный. Мера гуманизма условна и ситуативна
Можно выделить много типов, но это не нужно делать, иначе будет путаница.
Эта типология нужна, чтобы увидеть литературный процесс как повторяемость, чтобы различить основное как фундаментальное повторение старого в новом.
Литературоведение в системе наук. Понятие о системном анализе.
С точки зрения ученых эта дисциплина далека от науки, в ней нет законов, но есть авторитеты.
Текстология изучает степень фактичности, доводы.
Герменевтика – наука суждений, истолкований, и литературовед занимается религиозно-философским истолкованием стиля. Если же он занимается историей литературы, то он историк как таковой. Научность невозможна в области оценки, интерпретации.
Литературоведение – промежуточная дисциплина, оно заимствовано у философии, психологии, истории, этнографии, семиотики, культурологии, и у теории информации. Редукционизм – явление, когда пытаются свести литературоведение только к науке, формализму, это подмена сложного явления более простым.
Принципы системного анализа:
Система подразумевает иерархию, соподчинение, элементы и их организацию. Система – упорядочивание. Исследователь должен найти системообразующий принцип, фактор, целостность, цельность.
Системный анализ отличается от структурного анализа. Существует 2 подхода:
системно-органический – от целого к частному. Целое рождается сразу, а не по частям в живой природе.
механистический (парадигма) – формализм и структурализм, от малого к большому.
Системный подход силен в единовременности. Этот анализ предложил биолог Лео де Берталанфи (американец). Системный анализ начал подниматься после военного времени, дальше – размежевание со структурным анализом. В основе лежит уподобление:
живому организму механизму.
Принцип анализа сложноорганизованных объектов: выделяется доминанта, иерархия.
Когда исчезает системный фактор, система превращается в антисистему.
Функции элементов в системе меняются, но системообразующий фактор остается.
Русский этнос – крайне упрощенная система, т.к. этносы уходят из системы.
Системы отличаются уровнем сложности. Это позволяет избежать субъективности, однообразности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.