Книга «В поисках Грааля». Цель связать поэтику и культуру…народа. То психология творчества и понимания.
1890-е-1900-е Потебня – психологическая школа.
Далее заимствование идей друг у друга. Например: Конрад – востоковедж – знаток литературы Японии, Китая, Ближнего Востока
Алексеев «Сравнительное литературоведение»
«История всемирной литературы» 8-9 томов (более 30 лет писалась)
8. Литературные связи: влияние и дискуссии
Играют самую существенную роль в развитии литературы. С этой точки зрения влияние их иногда преувеличено. Когда-то историю русской литературы расслаивали на эпохи.
Например, Веселовский: итальянские, английские эпохи в русской литературной истории.
Такой подход лишал русскую литературу оригинальности (все подражательно)
Эпоха вбирания Запада – сейчас. Плохо то, что 1- литературой стало меньше (она утратила самобытность). Это глобальный литературный процесс
Влияние СМИ, рекламы, образа жизни, уровня жизни. В разных регионах литературный процесс отличаются различной степенью плотности: борьба-пустота (врывается иная литература) например: окно в Европу – вошло и хорошее и плохое.
Литература 18 в подражательна. Вся культура Петра – псевдоморфоз (Шпендлер «Закат Европы»), вливание чужого.
Аккультурация – исчезновение культурного разнообразия (обратная сторона ин. влияния)
Единая культура на Западе может привести человека к духовной болезни и катаклизму .
В литературных связях есть две стороны:+ и -. Стадиальное различие (в какую эпоху возник и превратил и происхождение)
Например: русская литература больше подражает, затем на европейскую, затем советский период, который почти не дал произведений мирового уровня.
Русская критика схожа с немецкой.
18 – начало 19 в критика философии человека равнялась на Францию и Германию. Затем отталкивала. По поводу Европы возник вопрос: а так ли это замечательно, следовательно эпоха отстранения, особенно от Германии. Следовательно приближение и отталкивание между странами и литературами.
Выравнивание русской литературы было принято восторженно. Литература синхронизируется с западной (постмодернизм), но через хаос. Активна та литература, которая выбирает. Возможна утрата самобытности, но затем возможно восстановление (при нормальном развитии).
Дискуссия возможна по предмету и по уровню:
Индивидуальные дискуссии (между писателями)
Групповые (символисты - акмеисты)
Межрегиональные
Межнациональные (менее заметны)
В Японии рубежа веков выходил альманах «Изучение Толстого», высокий уровень абстракции в межнациональных дискуссиях, следовательно творческое осмысление. Могут произойти чрезмерные усложнения. В некоторые эпохи литературные дискуссии прекращаются. Например, советская эпоха – множество критиков, но дискуссии прекратились, так как все были заняты проработочными компаниями.
Литературные дискуссии многочисленны в переходные эпохи. Например, 1980-90 русская критика кипела.
Литературные дискуссии – осмысление, так как критика и есть полемика, полифоничность. Иначе нет развития, следовательно, могологичные и полифоничные эпохи.
Соцреализм
Это явление не получило серьезного теоретического освещения. В основе соцреализма - утопия прогрессистского типа + романтические позиции(жизнь в свете идеала) + требование отражать жизнь в формах самой жизни. Это несовместимо, следовательно это показатель химерности сознания. Химерность сознания соответствует химерности всей эпохи.
В основе соцреализма несовместимые требования – натурализм и романтизм + признаки классицизма (в смысле нормативности), т.к. основа соцреализма – служение государству, которое является некритикуемым. В соцреализме нет трагедии, т.к. все принадлежит будущему, победа – 100%. Счастливый финал истории – коммунизм. Человек превращается в материал. Вопрос о произведениях мирового уровня в соцреализме – есть ли они?
Соцреализм был в конфликте с мировой традицией. У них не было нормальной критики. Это была антиритика, проявление диктатуры.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.