· Надежность есть внутренне свойство объекта, заложенное в него при изготовлении и проявляющееся во время эксплуатации.
· Надежность проявляется во времени.
Если нет наблюдения за объектом, то нельзя сделать никаких выводов о его надежности.
Дефектность и точность отражают начальное значение качества объекта, а надежность отражает устойчивость начального качества во времени.
· Надежность по-разному проявляется в различных условиях эксплуатации и в различных режимах применения объектов – изменяются характеристики надежности.
Условия эксплуатации : климатические, род переводимых грузов, скоростной режим, грузонапряженность, скоростной режим, план линии, качество тек содержания.
Все существующие конструкции пути эксплуатируются в условиях накопления местных пластических деформаций и других повреждений практически во всех элементах.
· В процессе эксплуатации изнашиваются контактные зоны элементов пути
· ослабляются соединения рельсов со шпалами
· снижается несущая способность шпал, в следствии старения
· образуются выплески и ослабление балластного слоя из-за его засорения
· накапливаются расстройства в плане, профиле и по ширине колеи. В рельсах, особенно в верхней части головки и шейки в зоне накладок накапливаются и развиваются усталостные трещины.
· Скорость развития всех вышеперечисленных процессов возрастает с увеличением тоннажа после капитального ремонта.
Особенности ждп, как объекта надежности:
1. Путь имеет большую протяженность и необходимость восстановления работоспособного состояния после отказа на месте в условиях его функционирования. (путь – многоэлементный, ремонтируемый и восстанавливаемый объект надежности.)
2. Путь не резервирован по основному несущему элементу. Отказ рельса приводит к отказу пути в целом
3. Путь имеет нагрузочное резервирование по элементам рельсового основания
4. Количественно надежность пути оценивается численными значениями показателей его безотказности, долговечности и его ремонтопригодности.
5. Надежность характеризуется совокупностью свойств, определяющих качество объекта
Примеры задач по надежности ждп
1 определение межремонтных сроков с учетом влияния на них различных факторов:
Нагрузка на ось, скорости движения поездов и другие факторы.
2 определение периодичности контроля состояния рельсов в пути.
1. Исправное. Состояние пути без отступлений от норм и допусков его устройства и содержания
2. Неисправное, но полностью работоспособное. Состояние пути с отступления от норм и, или допусков его устройства и, или его содержания, но полностью работоспособное.
3. Неисправное, но частично работоспособное. Состояние пути с отступлениями от норм и, или допусков, но частично работоспособное – с местным ограничением скорости движения поездов.
4. Неработоспособное, но не предельное. Состояние пути с местным полным отказом, требующим ограждения сигналами остановки, до восстановления работоспособного состояния.
5. Предельное состояние пути. При этом состоянии дальнейшая эксплуатация не безопасна без сплошного капитального, среднего тили подъемочного ремонта.
Для первого состояния пути соответствует оценка путеизмерителя в 0 баллов.
Второе состояние :1,2,3 степени меньше 7 штук на километр.
Третье состояние : 1,2,3, более 7 штук на километр + 4 степени, с ограничением скорости.
Четвертое состояние характеризуется отступлениями, при которых пропуск поездов не допускается.
Предельное состояние - путь переходит в разряд частично или полностью работоспособных.
Если в процессе эксплуатации происходит из категории 1 в категории 2 – то это повреждение.
Если 1,2 переходит в 3 – то это частичный отказ.
Если 1,2,3 переходят в состояние 4 , то это событие называется полным отказом.
3 текущее содержание, или техническое обслуживание пути.
4 полный отказ пути
5 переход в предельное состояние из-за неустранимого силами и средствами текущего содержания нарушения требований безопасности, снижения эффективности эксплуотации и других факторов
6 восстановление работоспособного состояния пути
7 капитальный, средний или подъемочный ремонт
Согласно гост характерны три предельных состояния пути.
1 при наступлении которого производят подьемочный
2 средний
3 капитальный
Способы повышения надежности пути
1- интенсивные 2 – экстенсивные способы
Увеличение эпюры шпал, увеличение толщины балластного слоя, усиление рельса
1950 год Р 38 + 1599 штук на км
1999 среднее р 64 +1963 шпалу на км
Доля протяженности с песчаным балластом в 1960 70 %
В 89году снизилось до 4 %
1989 год : толщина слоя балласта под шпалой достигла 1 метра и более.
Интенсивные способы:
Перераспределение местных напряжений в элементах пути, уменьшение количества и размеров на пути.
Повышение надежности за счет совершенствования конструкции пути и снижения жесткости в зонах неровностей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.