ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра "Железнодорожный путь"
Информационные технологии
в путевом хозяйстве
Методические указания
Санкт-Петербург
2004
Изложены направления применения информационных технологий в управлении путевым комплексом железных дорог, основные положения автоматизированных систем управления путевым хозяйством на железных дорогах Российской Федерации, назначение и основы использования программного обеспечения АСУ путевым хозяйством. Даны методические указания для выполнения практических занятий и лабораторных работ по дисциплине "Информационные технологии в путевом хозяйстве".
Методические указания предназначены для использования студентами специальности "Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство" при изучении дисциплин "Информационные технологии в путевом хозяйстве", в дипломном, курсовом проектировании и практических занятиях, могут быть полезны также для инженерно-технических работников предприятий путевого хозяйства.
Разработали доценты В.П. Бельтюков, В.В. Гниломедов, Н.Н. Качан.
Автоматизированная система управления (АСУ) – это человеко-машинная система, обеспечивающая эффективное функционирование объекта, в которой сбор и переработка информации осуществляется с применением средств автоматизации и вычислительной техники. Подсистемой называется часть АСУ, выделенная по определенному аспекту управления.
АРМ – автоматизированное рабочее место, программно-технологический комплекс (ПТК), включающий технические и программные средства, информационное и методическое обеспечение для решения задач пользователя на его рабочем месте.
Для управления такой сложной структурой, как железнодорожный транспорт, разработана система АСУЖТ – автоматизированная система управления железнодорожным транспортом, разрабатываемая по заказу ОАО "РЖД".
В соответствии с Концепцией информатизации железнодорожного транспорта, в составе АСУЖТ разрабатываются четыре комплекса информационных технологий (КИТ). КИТ-1 – комплекс информационных технологий управления перевозочным процессом (АСОУП – автоматизированная система оперативного управления перевозками). КИТ-2 – для управления маркетингом, экономикой и финансами (ЕК АСУ ФР – единый комплекс АСУ финансовой работой). КИТ-3 – для управления инфраструктурой (АСУ-И). КИТ-4 – для управления персоналом и социальной сферой.
В составе АСУ-И разрабатываются подсистемы управления отраслями, обслуживающими основную деятельность железнодорожного транспорта. Одной из подсистем АСУЖТ является АСУ-П – автоматизированная система управления путевым хозяйством.
Целями информатизации путевого хозяйства являются:
создание основы для внедрения малолюдных технологий;
обеспечение структуры управления информацией и программными средствами для ее обработки;
повышение качества управленческих решений по обеспечению требуемого состояния пути;
минимизация эксплуатационных расходов;
переход на безбумажные технологии ведения документооборота.
В структуре путевого хозяйства для выполнения задач АСУ созданы Центры диагностики (ПЧД). В задачи ПЧД входят сбор информации о состоянии пути средствами диагностики, автоматизированная обработка информации о состоянии пути, планирование путевых работ на основании баз данных о состоянии пути.
Обеспечивающая часть АСУ включает организационное, информационное, программное, техническое, лингвистическое, правовое, математическое, и другие виды обеспечения.
Организационное обеспечение – это совокупность решений по организации производства и управления в условиях АСУ. Оно обеспечивает взаимодействие персонала АСУ с техническими средствами и между собой в процессе решения задач управления.
Информационное обеспечение – это совокупность решений по построению информационной базы. Оно включает способы кодирования информации, ее организации, хранения, порядок изменения, и собственно сами массивы информации.
Программное обеспечение – это совокупность программ, реализующих обработку информации в АСУ.
Техническое обеспечение – это комплекс технических средств АСУ (компьютеры, периферийное оборудование, связь, оргтехника).
Лингвистическое обеспечение – это совокупность языковых средств, используемых при создании АСУ.
Математическое обеспечение – это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации в АСУ.
Правовое обеспечение представляет собой совокупность норм, выраженных в нормативных актах, устанавливающих организацию систем, цели, задачи, структуру и функции, правовой статус АСУ.
Технические средства АСУ-П распределены по уровням управления (рис. 1) и территориально по местоположению подразделений каждого уровня.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.