Автоматизированная система управления путевым хозяйством как часть АСУЖТ, страница 6

Основным средством контроля геометрического состояния главных путей является путеизмеритель системы ЦНИИ-2. Его недостатки – малое число измеряемых параметров, недостаточная точность измерения, ограниченная скорость работы из-за механического способа измерений.

В настоящее время существует несколько основных направления разработок: коренная модернизация ЦНИИ-2; внедрение высокоскоростного путеизмерителя ЦНИИ-4; изготовление путеизмерительной автомотрисы, путеизмерительных тележек ПТ-7.

Для автоматизации обработки информации путеизмерителя ЦНИИ-2 создана бортовая автоматизированная система, расширяющая возможности путеизмерителя.

4.1.1. Вагон-путеобследовательская станция ЦНИИ-4

Путеизмеритель системы ЦНИИ-4 – это принципиально новое средство контроля состояния пути. Он предназначен для контроля геометрических параметров рельсовой колеи главных путей, по которым осуществляется движение поездов со скоростями: пассажирских – до 200 км/ч, грузовых – до 90 км/ч, и для съемки профиля станционных путей – приемо-отправочных, сортировочных и горочных.

ВПС ЦНИИ-4 МД используется для решения следующих задач АСУ-П:

-  организации системы контроля пути;

-  съемки фактических параметров пути в профиле и плане;

-  оценки соответствия параметров пути скоростям движения;

-  оценки изменений состояния геометрии рельсовой колеи;

-  паспортизации пути;

-  создания банка данных о фактических параметрах;

-  выявления неисправностей, требующих ограничения скорости или закрытия движения;

-  выявления участков, требующих ремонта и их предпроектного обследования;

-  оценки качества выполнения ремонта пути.

За путеизмерителями ЦНИИ-2 пока остается оперативный контроль состояния рельсовой колеи и ее оценка в соответствии с Инструкцией.

В отличие от путеизмерителя ЦНИИ-2, имеющего только механические датчики, путеизмеритель ЦНИИ-4 оснащен оптическими датчиками. Это датчики перемещения рельсов относительно кузова и относительно тележки. Механические датчики используются для измерения перемещений кузова относительно тележки, ускорения кузова и букс. Прецизионная гироскопическая система определяет углы поворота в трех плоскостях. В составе контрольно-вычислительного комплекса – три ЭВМ, объединенные в локальную сеть (рис 4).

Значительно увеличено количество измеряемых параметров. В таблице 3 приведены все параметры состояния пути, выдаваемые путеизмерителем ЦНИИ-4. Кроме традиционных параметров, измерявшихся ранее путеизмерителем ЦНИИ-2, введена еще большая группа измеряемых показателей. Поскольку путеизмеритель оборудован ЭВМ, стало возможным вычисление множества других параметров сразу в ходе измерений.

Также для целей планирования путевых работ определяются статистические характеристики геометрических параметров пути. Статистическими характеристиками отрезка пути являются среднеквадратические отклонения параметров состояния пути, вычисляемые на отрезке пути длиной 100 метров, с последовательной сдвижкой на 20 метров – "скользящие" среднеквадратические отклонения (ССКО) и - средние значения ССКО, вычисляемые на отрезке заданной длины. По средним значениям ССКО рассчитываются коэффициенты качества пути и условные расчетные скорости движения, соответствующие этому качеству пути.

Таким образом, путеизмеритель ЦНИИ-4 измеряет шестнадцать параметров состояния колеи, а также в ходе измерений определяет местонахождение длинных неисправностей (длиной до 200 м, что значительно больше измерительной базы вагона). Также по результатам обработки измерений после поездки может быть построен продольный профиль пути с указанием приведенных уклонов и ведомость кривых с указанием всех их характеристик. Запись результатов на жесткий диск может производиться с шагом 0,25 м и более

Таблица 3

Параметры, измеряемые и вычисляемые путеизмерителем ЦНИИ-4