Речь является сложно организованной функцией, в которой участвуют многие отделы коры левого полушария у праворуких. Синдромы поражения речи включают нарушения ее различных сторон.
Выделение слов (понятий) из речевого потока осуществляется во вторичных полях височной (слуховой) коры левого полушария. Поражение этих верхневисочных отделов - зоны Вернике - делает невозможной понимание и формулировку речи. Эту сенсорную афазию ряд авторов предлагает называть "акустико-гностической" афазией (или словесной агнозией). Больные не понимают речь не только постороннюю, но и собственную. Больные с сенсорной афазией обычно много говорят. Речь их изобилует вербальными (словесными) и литеральными (буквенными) искажениями, парафазиями. Ее называют словесной "окрошкой" или "салатом". Вместе с тем, поведение больного упорядоченное, что дает основание врачу отдифференцировать его от больного с психическими нарушениями.
При поражении левой теменно-височной области у правшей развивается семантическая афазия, при которой нарушается способность понимания сложных грамматических построений, выражений, пословиц. Больному трудно оценить соотношения людей и предметов, их свойства (так ему трудно объяснить разницу отношений в определениях "отец брата" и "брат отца").
При поражении задних отделов височной доли, граничащих с затылочной долей, у больного развивается амнестическая афазия, при которой больной не может назвать предмет, зная его назначение.
Моторную афазию – это утрата моторных образов слов. Взрослый человек с моторной афазией уподобляется ребенку, который еще не научился говорить. Такой вариант афазии обычно развивается при поражении «области Брока» - задних отделов нижней лобной извилины доминантного полушария. Ее еще называют эфферентной моторной афазией. При эфферентной мотор-ной афазии больной затрудняется в произношении серий звуков, слов, фраз. Речь заменяется повторением звуков, слов, иногда единых - так называемых "речевых эмболов", которые больные произносят при любых попытках речи. Иногда речь таких больных характеризуется преобладанием существительных - "телеграфным стилем".
Существует гипотеза, объясняющая именно такую локализацию "моторной" речи - на границе лобной доли (отвечающей за "план действий") и представительства языка, губ, т.е. речевого аппарата в предцентральной извилине. Формирование речи в эволюции претерпело постепенный переход от аффективных возгласов и жестов к звукоподражанию и, далее, к символам (т.е. собственно речи). Аффективные жесты биологически целесообразно было осуществлять именно правой рукой, ибо сегментарная иннервация левой руки совпадает с иннервацией сердца и избыточная импульсация в этих сегментах при избыточной нагрузке на левую руку была бы менее целесообразна. Поэтому, полагают, что центр Брока сформировался именно в левом полушарии.
Выделяют и афферентную моторную афазию. При афферентной моторной афазии больному трудно произносить звуки, особенно близкие по способу произношения, страдают при этом и автоматизированная, и спонтанная речь, и повторение чужой речи. Эта форма афазии развивается при повреждении отделов теменной доли коры головного мозга доминантного полушария, примыкающих к нижним отделам постцентральной извилины. При этом часто страдает и оральный праксис - автоматизированные движения губ и языка. Эта форма, следовательно, является результатом нарушения кинестетической основы речи.
В остром периоде ряда заболеваний, в частности, при остром нарушении мозгового кровообращения может развиться "тотальная афазия", характеризующаяся полным расстройством речевых функций.
Нарушения чтения и письма - алексия и аграфия - расстраиваются при моторной и сенсорной афазии, но могут наблюдаться и в изолированной форме: алексия - при поражении на границе теменной и затылочной доли доминантного полушария, а аграфия - при поражении задних отделов средней лобной извилины (между области Брока и проекционной зоной для кисти в предцентральной извилине).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.