Рассмотрим эти несколько абстрактные утверждения на более конкретных примерах. Возьмем ставший на сегодняшний день классическим пример летательного аппарата, управляемого автопилотом, который совмещает в себе набор перечисленных выше приборов — измерительных, преобразующих и исполнительных, с помощью которых можно многократно изменять положение рулей и величину тяги и тем самым изменять траекторию полета аппарата. Пилот по заданной цели (например, место и время приземления) выводит самолет на расчетный курс и включает автопилот. Измеряя отклонения от расчетной траектории, автопилот вырабатывает сигналы, которые по заданному закону управления меняют положение рулей и величину тяги так, чтобы самолет следовал по расчетной траектории.
Автопилот, в общем случае, помимо этой кривой, задаваемой
радиус-вектором центра тяжести, где t -
обозначает время, обязан также учитывать вектор скорости самолета, углы
атаки и тангажа и т. д. Таким образом, траектория движения самолета может быть
описана движением точки в некотором n - мерном пространстве, в качестве координат которого
будут выбраны перечисленные параметры, характеризующие движение самолета. Это
пространство, отражающее всевозможные мгновенные состояния,
называется фазовым пространством, и является весьма удобным для рассмотрения «движения»
объектов управления в теории автоматического управления.
Описывая какой-либо объект управления (самолет или корабль, химический
или атомный
реактор, электрическую или топливную печь и т. д.) n - мерным вектором координаты которого дают однозначную
мгновенную характеристику объекта, мы получим фазовую траекторию, описываемую
«концом» вектора
и отражающую, как меняется со
временем состояние объекта управления. Часто говорят также, что вектор
описывает фазовое состояние системы. В этом утверждении
неявно предполагается, что существует набор готовых к действию измерительных
приборов, способных непрерывно производить в любой момент времени измерения
нужных величин. Для автоматической системы «автопилот» эти величины частично
были перечислены, для химического реактора такими величинами будут
температура, давление, массы веществ, участвующих в реакции, и т. д.
В принятой в ТАУ терминологии в таких случаях говорят, что объект управления наблюдаем по данным величинам. Понятно, что если управляющая система не имеет информации о значении какой-либо величины, то она не в состоянии ею управлять.
В этом, пожалуй, заключается основное отличие автоматических управляющих систем от автоматизированных систем управления, т. е. систем, в которых в качестве управляющей системы выступает человек. Опыт, интуиция, способность к неформальному мышлению позволяют ему принимать решения, т. е. управлять также и в условиях неполноты знаний об объекте управления или самой цели управления.
Среди наблюдаемых параметров объекта управления выделяют совокупность управляемых
(выходных) переменных, обозначая ее вектором . Если в
системе осуществляется управление всеми координатами состояния объекта, то векторы
и
совпадают. В общем случае вектор
имеет размерность m, причем m< n.
В терминах фазового пространства легко формализуется понятие цели
управления. Обозначим— начальное, а
— конечное состояние объекта управления.
Состояние ХК называется целью управления. В
дальнейшем, когда это не вносит путаницы (так как начало отсчета времени может
выбираться произвольным образом), будем считать, что tн = 0,
a tК = Т, т. е.
, а
. Таким образом, проявление воли главного
конструктора на языке фазового пространства выражается в том, что он соединяет
точку
и точку
некой
траекторией; затем рассматриваются различные способы (законы) управления.
Простейшие объекты управления описываются в фазовом пространстве векторным дифференциальным уравнением вида:.
(1.4-5.1.)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.