Рассматривая современный процесс жизнедеятельности структурных элементов учреждения культуры через призму экономики, его можно условно представить в виде последовательно сменяющихся этапов: зарождения, входа в экономическое поле деятельности и обретения статуса, собственно экономической деятельности и выхода из поля экономической деятельности. Современная особенность первых двух этапов состоит в том, что начал реализовываться новый принцип многообразия возможностей для институализации новообразований в культуре: это и обретение статуса с помощью любой организации — учредителя, являющегося юридическим лицом, и учреждение кооператива, и приобретение патента на индивидуальную трудовую деятельность, а в перспективе и, возможно, приобретение статуса посредством юридической процедуры, например, регистрация через судебные органы (то есть вывод культурных агентов из рамок вторичного права в статус полноправных юридических субъектов). Этот принцип обеспечивает многообразие экономических форм осуществления культурной деятельности, закладывает основы механизма относительно свободной сменяемости этих форм. Значение его в том, что новые формы деятельности в культуре (кооперативная, индивидуальная трудовая, различные формы культурного самодействия) представляют собой с экономической точки зрения способы вовлечения в отрасль значительного количества дополнительных ресурсов, которые никаким другим способом вовлечены в нее не могут. Введение в деятельность учреждений культуры указанных экономических форм может обеспечить чёткость технологического процесса составления бизнес-плана.
Завершающий этап жизнедеятельности различных образований в культуре очевидно должен основываться на принципе многообразия возможностей для выхода из экономического поля деятельности, а способ его определяется экономической формой этого образования.
Обозначив в общих чертах особенности входа в экономическое поле деятельности и выхода из него, рассмотрим более подробно основную фазу жизнедеятельности учреждения культуры — собственно экономическое поле его деятельности. В нем в настоящее время можно выделить три основных варианта организационно-экономического существования различных новообразований, организаций, структур.
Не затрагивая пока тревожащей нас темы о социально-культурных последствиях широкого внедрения разнообразных методов и форм функционирования бизнес-плана, отметим, что дальнейшее его развитие в указанном направлении поставит отрасль перед необходимостью решения ряда проблем, без чего он не сможет приобрести качественно новые черты. Это определение новых рамок учреждения культуры, ограниченности внутреннего рынка для производителей платных услуг, проблема доступа к рынку средств культуры, экономические взаимоотношения государственных и других институализированных организаций с неформальными образованиями, взаимоотношения с предприятиями других отраслей и финансовыми органами, кадровая проблема, вопросы ценообразования и некоторые другие. В целом же вопрос состоит в том, что как «на ходу» запустить экономический механизм с тем, чтобы движение, его было максимально ориентировано на удовлетворение потребностей людей в культурной деятельности, творчестве и при этом не требовало значительных дополнительных ресурсов.
Технология составления бизнес-плана предполагает знание того, что денежные средства на развитие культуры в настоящее время поступают в учреждения культуры по нескольким основным каналам — государственному (бюджетная форма), профсоюзному, меценатства в форме добровольных пожертвований общественных организаций и отдельных граждан, государственных и кооперативных предприятий и учреждений; поступлений от населения в форме платы за услуги. Роль этих источников не равнозначна, как и перспективы их развития.
Технология составления бизнес-плана начинается с выбора информации имеющейся в непосредственном распоряжении учреждения культуры. Однако определение сравнительной ценности имеющейся информации и ее оптимального использования при составлении бизнес-плана вызывает значительные трудности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.