Маркетинг как основа управления коммерческой деятельностью учреждений культуры, страница 6

Однако сами цели в этом случае нуждаются в обосновании их реальности и достижимости. На наш взгляд, будущее, очевидно, за синтезом двух указанных стратегии в единую, предполагающую научный анализ как ресурсов, так и целей по схеме: наличные pecypсы — возможные цели — результаты.

Поэтому маркетинг как основа управления коммерческой деятельностью характеризуется интегральностью.

Эффективность маркетинга определяется отношением затрат к результатам, результатов — к целям, целей — к потребностям и ценностной норме, и ее уровней.

В этой связи может быть представлена схема анализа эффективности маркетинга, разветвленная по уровням и видам и характеризующаяся определенным набором показателей.

Схема анализа эффективности маркетинга открывает перспективы интегрирования и обобщения показателей эффективности управления коммерческой деятельностью учреждений культуры.

Следовательно, маркетинг как основа управления коммерческой деятельностью учреждений культуры, на наш взгляд, предполагает осуществление ряда необходимых условий.

Во-первых, перевод социально-культурной инфраструктуры учреждения культуры на сосредоточение всех финансовых, материальных, трудовых ресурсов у администрации учреждения культуры. Это позволит преодолеть разобщенность в управлении процессами обслуживания населения, сократить излишние звенья управления, последовательно осуществлять управление развитием коммерческой деятельности.

Во-вторых, центральным звеном, определяющим направленность функционирования коммерческого механизма учреждения культуры, должно стать планирование ее как единого целого на основе научно обоснованных нормативов предоставления населению платных услуг и «освоения» досуга различных категории жителей того или иного микрорайона.

В-третьих, необходимо укрепить в деятельности учреждений культуры принципы творческой свободы ее работников как главного условия развития их инициативы, предприимчивости.

В-четвертых, необходимо в каждом учреждении культуры создать ощутимые фонды экономического стимулирования. При этом право на материальное поощрение из этих фондов должны иметь все работники, независимо от того, заняты они в предоставлении платных услуг населению. Это соответствует принципам коллективной материальной заинтересованности в работе на конечный результат — повышение уровня обслуживания населения.

В-пятых, маркетинг как основа управления коммерческий деятельностью учреждений культуры предполагает движение по эмпирическому пути. Разра6отка теоретической модели позволит подвести научную базу под основные направления поисков в понимании маркетинга как основы коммерческой деятельности. В сочетании с экспериментальной проверкой отдельных элементов этого механизма на практике такая модель могла бы стать «несущей конструкцией» создаваемой системы коммерческой деятельности учреждения культуры.

Одним из путей повышение эффективности управления коммерческой деятельностью учреждений культуры является интенсификация технологических процессов подготовки культурно-досуговых программ и услуг. А поскольку в новых условиях хозяйствования трудовой коллектив учреждения культуры становится все более активным субъектом экономических отношений, то решение этой проблемы при наличии коммерческих успехов — дело реальное.