* Мескон M. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело. 1992. С. 360.
Руководители учреждений культуры и менеджеры воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления, мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей учреждения культуры. Проведенный нами опрос показал, что 68 % руководителей различных типов учреждений культуры стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать деятельность руководителей или специалистов, директор должен дать им возможность удовлетворить их важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всего учреждения культуры. Еще не так давно руководители могли мотивировать действия подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Руководителю нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими.
Отсюда и главная забота менеджера, заявляют социологи: уже не получение максимальной прибыли, а достижение социальных целей.
Указание на иные цели управления учреждения культуры не означает, что максимизация прибыли действительно перестает быть критерием лишь о признании теоретиками менеджмента того бесспорного факта, что увеличение прибыли по целому ряду причин становится более сложной задачей. Реализация этой задачи требует, помимо учета производственно-технологического и экономического факторов, внимания к социальным характеристикам жизнедеятельности учреждений культуры. Поэтому управление учреждений культуры лучше организовать двумя путями. Во-первых, можно пригласить на работу квалифицированного специалиста в области культуры с менеджерской подготовкой. Во-вторых, управленческий процесс можно осуществлять группой избранных членов из состава коллектива учреждения культуры. Если остановитесь на первом варианте, то желательно найти менеджера с определенными рекомендациями, который не только получил необходимую теоретическую подготовку, но и приобрел солидный практический опыт.
Выбор структуры управления зависит от двух основных факторов: технологических особенностей процесса создания культурно-досуговых программ, услуг и рыночной среды. При анализе технологических особенностей учитываются размеры учреждения культуры, актива и т.д., характер продукции, используемые финансовые и людские ресурсы, материальные блага. В зависимости от сочетания технологических параметров и особенностей рынка при выборе структур управления учреждения культуры упор делается на функциональном принципе организации коммерческих структур или на их зависимости от потребностей творческого процесса в учреждении культуры.
Одним из наиболее распространенных вариантов современной управленческой структуры учреждения культуры является проектный метод. Проектный метод основан на совмещении функционального управления и управления по бизнесу. Применение данного метода предусматривает выделение ответственных за конкретный проект разработки и выпуска новой культурно-досуговой программы и услуг наряду с работой коммерческих структур. Проекты могут носить внешний характер, т.е. основываться на конкретных заказах, поступающих извне. Здесь следует помнить, что «рыночная аудитория может относиться к товару восторженно, положительно, безразлично, отрицательно или враждебно. Чем яснее можно выявить связь отношений с переменными демографического порядка, тем эффективнее может оказаться работа организации по охвату наиболее перспективных потенциальных клиентов»*.
* Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс. 1991. С. 266, 268.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.