А.Д. Жарков
доктор педагогических наук,
профессор, академик РАЕН
Обеспечение наркологической безопасности, т.е. защищенности психического и физического здоровья человека от использования веществ с наркотическим потенциалом действия во многом зависит от эффективности культурно-досуговой деятельности.
В культурно-досуговую деятельность вступают люди имеющие духовные и физические потребности, которые концептуально можно сформулировать как потребность в здоровом образе жизни. Поэтому автор статьи рассматривает культурно-досуговую деятельность как способ существования человеческой культуры, понимаемой предельно широко как специфический образ бытия.
Проблемы, связанные с распространением наркотизма, наркомании и ростом наркопреступности на рубеже ХХ-ХХI веков стали представлять реальную угрозу национальной безопасности России, прежде всего – здоровью нации и социальной стабильности в обществе. На эту проблему обращается особое внимание в заявлениях высших должностных лиц государства, документах Президента, Парламента и Правительства России[1].
Однако сохранявшаяся в течение последних десяти лет неадекватность принимаемых государственными структурами мер по противодействию наркомании и наркобизнесу, порождают новые проблемы, связанные с распространением наркотиков. Предметом исследования этой проблемы стали заниматься не только специалисты, но и широкие круги общественности, обеспокоенные бездумьем России.
В Российской Федерации координаторами работы по борьбе с наркоманией и наркобизнесом являются заместители глав администраций субъектов Российской Федерации. Видя, крайне недостаточные для формирования эффективных целевых программ в сфере противодействия наркомании и наркобизнесу объемы финансирования и недостаточную подготовку сотрудников администраций в области антинаркотического менеджмента, в целом ряде случаев позволяют руководителям отраслевых ведомств решать за счет этих средств по сути узковедомственные задачи.
При этом контроль за эффективностью вложения финансовых средств в проведение антинаркотических мероприятий до последнего времени принципиально невозможен, поскольку государственные структуры не располагают объективной информацией о состоянии и динамике наркоситуации по причине отсутствия межведомственной системы мониторинга наркоситуации.
Данный вывод дополняет достаточно очевидный для специалистов тезис: эффективность и оперативность мониторинга наркоситуации в значительной степени зависят от деятельности в двух ключевых государственных ведомств, ответственных за состояние наркоситуации – МВД и Минздраве. В 2003 г. к данным структурам можно добавить формирующийся в настоящее время Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Проблемы, связанные с распространением наркотиков, как известно, носят комплексный, междисциплинарный и межведомственный характер. Их изучением занимаются специалисты целого ряда отраслей научного знания и практической деятельности: медики, юристы, социологи, психологи, экономисты, историки, политологи, биологи, химики и др. В различных областях науки и практики сформировались специальные направления, связанные с антинаркотической деятельностью. Научные направления представляются актуальными и в сфере социальной и педагогической деятельности.
Однако, без перекрытия каналов поступления на нелегальный рынок крупных партий наркотических средств, выявления и привлечения к уголовной ответственности лиц, профессионально занимающихся сбытом наркотиков, противодействия организованным преступным группам и сообществам, организующим наркобизнес, результативность профилактической работы среди населения никогда не приведет к снижению уровня наркотизма и наркопреступности.
В тех странах, где государство имеет возможность выделять значительные средства на обеспечение всех сфер антинаркотической работы, наркотические средства всегда находят потребителей, и наркосиндикаты успешно получают от торговли наркотиками значительные доходы. И если, согласно оценкам специалистов, средства, которые вращаются в системе наркобизнеса в России, исчисляются миллиардами долларов США, то и финансирование работы правоохранительных органов, на которые возложены задачи противодействия наркобизнесу, также должно быть адекватным для решения стоящих перед ними задач.
В современных условиях, когда страна уже более десяти лет находится в сфере деятельности мировой системы нелегальной торговли наркотиками и имеет сформировавшуюся внутреннею систему наркобизнеса, большое количество лиц с развившейся наркоманией, особенно с наиболее тяжелым видом наркомании – опийной, значение работы правоохранительных органов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и работы органов здравоохранения в области лечения и реабилитации наркозависимых еще больше возрастает. Данные сферы деятельности по обеспечению наркологической безопасности продолжают оставаться не только приоритетными, но и наиболее затратными.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.