Педагогическая корреляция культурно-досуговой деятельности в противодействии наркомании, страница 2

Правоохранительные органы и спецслужбы обеспечивают наркологическую безопасность страны, перекрывая потоки наркотиков из-за рубежа и выявляя источники нелегального получения наркопрепаратов внутри страны. При этом партии наркотиков, которые не удалось выявить правоохранительным органам, будут находить спрос на нелегальном рынке и приводить к появлению того или иного числа наркозависимых, лечение и реабилитация которых уже ляжет на систему здравоохранения и в определенной степени – социальные службы.

Согласно статистики ООН в мире употребляют наркотики не в медицинских целях около 185 млн. человек, или 3% всего населения земли.

Существует прямая связь между наркотиками и ростом преступности и насилия.

Ситуация осложняется тем, что рынки запрещенных наркотиков не знают границ, а в силу их транснациональности они оказываются вне досягаемости отдельно взятого государственного устройства.

Проблема употребления наркотиков оказывает негативное влияние на функционирование общества в целом и тормозит реализацию программ в области развития. В свою очередь, нищета, внутренние конфликты и неэффективное управление являются благоприятной основой для производства наркотиков, их незаконного оборота и употребления.

Отсутствие приоритета духовного (информационно-интеллектуального начала) над принципом материальной детерминации.

Кризис духовной компоненты жизни российского общества, снижение интеллектуального и творческого потенциала, все возрастающий акцент на потребление, потери в заработке, резкий рост расходов на здравоохранение привело к лавинообразному употреблению наркотиков.

Поэтому педагогическая корреляция культурно-досуговой деятельности, прежде всего, предполагает выработку взаимосогласованных и непротиворечивых систем ценностей, интересов личности и общества.

Анализируя причины, факторы, мотивы и потребности потребления наркотиков в любом виде, можно сделать предположение о том, что знакомство с различными проявлениями личности показывает, что на пути создания целостной картины представлений о современной личности из мозаики разных концепций взятых отдельно определяется выбором определенного числа фактов, расцениваемых как проявление личности в условиях досуга.

В течение многих лет в психологии сформировалось несколько образов человеке. Один из этих образов – «человек ощущающий», т.е. пассивно воспринимающий мир. Другой образ – «человека как вместилища нужд, инстинктов, потребностей» - возник под влиянием идей психоанализа З. Фрейда. По З. Фрейду, - это «человек нуждающийся», который много хочет, но мало может. Еще один образ человека – «человек как система реакций на различные стимулы», «человек реагирующий». Речь идет о человеке-марионетке, послушно реагирующем на внешние стимулы или социальные приказы.

В исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и Д.Н. Узнадзе складывался образ «человека-деятеля», человека, порождаемого жизнью в обществе, стремящегося к достижению целей и отстаивающего своими делами определенный социально-исторический образ жизни.

Если личность мыслится, по меткому выражению Л.С. Выготского, как «кожаный мешок с условными рефлексами», то воспитание личности сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, на которые будут послушно реагировать живые автоматы. Если же личность – пристрастное активное существо, порождаемое образом жизни, условиями труда и быта.  

Конечно, научно доказано, что несмотря на отрицательное состояние «среды», настоящие таланты могут прорасти в любых, даже неблагоприятных внешних условиях.