Педагогическая корреляция культурно-досуговой деятельности в противодействии наркомании, страница 6

Стремление к творческим занятиям на досуге, как установлено автором, либо индицируется творческим характером труда и творческим участием в производстве, либо выполняет компенсаторную функцию, возмещая недостаточные творческие потенции самого трудового процесса. Наше исследование показало, что для более вовлеченных в культурно-досуговую деятельность различных групп населения более характерно «индуцированное» участие в занятиях, причем относимых к числу «новых»; для менее вовлеченных – «компенсаторное» участие, причем в занятиях более традиционного характера. Наиболее гипотетичными являются вариации этой тенденции и то новое, что вносится наиболее вовлеченными группами населения, в традиционные творческие занятия.

Значительная часть свыше 58% посетителей учреждений культурно-досугового типа сознательно используя разнообразные каналы (не ограничиваясь лишь личным эмпирическим знакомством с культурно-досуговой деятельностью) ищет пути совершенствования своего досуга в целях повыш8ения его культурного и социального потенциала. Это обстоятельство приобретает все большее значение в ускорении вызревания и осознания потребностей в культурно-досуговой деятельности, в формировании инициативных предложений по совершенствованию современных структур. Сам этот факт может считаться установленным. Гипотетичным является размах явления, его относительная значимость в актуализации духовных потребностей. Пока неясен размах негативного явления наркомании в помещениях учреждений культурно-досугового типа, кроме ночных клубов. Поэтому кажущихся неприемлемыми инициативные предложения борьбы с данным явлением.

В целом тенденции развития потребностей в культурно-досуговую деятельность по мере вовлечения в нее связанных различных слоев населения выражается в том, что: растет общественная направленность значительной части культурно-досуговых занятий, что, в сочетании с интеллектуализацией досуга и все большим насыщением его элементами любительства, постепенно ведет к нарастанию непосредственно общественной значимости свободного времени и продуктов досуговых занятий.

Рекреационно-гедонические потребности проявляют две тенденции: рост стремления к спокойным формам отдыха и, одновременно с этим, возрастание популярности высокоактивных групповых и массовых развлекательных занятий.

Осознанные потребности в культурно-досуговой деятельности делают возможным любой приход человека в учреждение, контакт с ним. Без чего не может быть условий для формирующего влияния учреждения культурно-досугового типа на свою аудиторию. Эти потребности являются достаточно подвижными, факт их трансформации под влиянием развертывающихся в нашем обществе реформ общепризнан.

Принципиальная возможность управления «потребностями», а через них – мотивацией участия в деятельности учреждения культурно-досугового типа, формами и степенью такого участия также доказана хотя бы тем фактом, что одним учреждениям культурно-досугового типа удается такое управление (и, как следствие, удается оказывать целенаправленное формирующее влияние на аудиторию), а другим – не удается или удается лишь в весьма малой степени.

Подчеркнем, что культурно-досуговая деятельность и потребности в ее осуществлении отнюдь не ограничиваются лишь стремлением к саморазвитию или к удовлетворению чисто рекреационных нужд. Культурно-досуговая деятельность в значительной своей части выражается в активном формирующем влиянии на участников по клубным занятиям и на более широкое окружение, в социальном, художественном, научно-техническом творчестве. Это и обусловливает достаточно высокую общественную значимость культурно-досуговой деятельности и, разумеется, потребностей в ней.