Педагогическая корреляция культурно-досуговой деятельности в противодействии наркомании, страница 7

Вторая основная сфера, которая входит в круг вопросов нашего размышления – сама деятельность учреждения культурно-досугового типа как социально-педагогического института. При этом определяющее значение имеет трактовка педагогического процесса как диалектического единства профессиональной деятельности специалистов, организаторов и методистов, технологов, менеджеров и воспитателей. Существо культурно-досуговой деятельности в ее назначении, создании условий для деятельности посетителей, кружковцев, активистов, управления этой деятельностью в целях удовлетворения личных потребностей и осуществления социального назначения учреждения культурно-досугового типа.

Социально-педагогическая деятельность учреждения культурно-досугового типа соответствует вышеприведенным требованиям, если она влияет на решение конкретных задач клуба; обладает свойством динамичности; управляема и является тем объектом, на совершенствование которого направленно данное исследование. Цель состоит в том, чтобы построить «мост» между потребностями населения в культурно-досуговой деятельности и условиями их удовлетворения. Именно при условии соответствия потребностей населения в культурно-досуговой деятельности возникает возможность реализовать сущностное свойство учреждения культурно-досугового типа: слияние в его управляющих воздействий «сверху» с широкой инициативой и любительством «снизу».

Как правило, интересная работа, разнообразие и сложность содержания труда, активное включение в управление производством вызывают адекватную потребность в использовании досуга. Взгляды единодушны, что чем сильнее и разнообразнее активизируется человек в рабочее время, тем богаче его потребности в культурно-досуговой деятельности. И напротив, малосодержательный труд часто связан и с тем, что и досуг у человека также лишен глубокого содержания. Но последняя тенденция не носит абсолютного характера. В целом ряде случаев для людей, имеющих достаточно высокий образовательный уровень, но занятых недостаточно содержательным трудом, характерно стремление увеличить творческий потенциал своего свободного времени – как за счет участия в различных формах общественной работы, так и за счет культурно-потребительской и культурно-творческой деятельности учреждений культурно-досугового типа.

Одной из наиболее примечательных особенностей современного исторического этапа является резкое повышение требований к мобильности человека. Это касается и профессиональной деятельности, и общения на досуге, и путей приобщения к культуре, и даже бытовой практики. Во всех этих сферах чрезвычайно ускорились темпы обновления необходимых и желательных способов действия. В важнейшей профессиональной сфере мы подошли к этапу, когда за период активной трудовой практики человек дважды – трижды по существу сметь профессию. Аналогичным образом на протяжении человеческой жизни обновляется предметная среда быта и досуга, принятые в этих сферах формы жизнедеятельности. Это явление непосредственным образом влияет на ту часть культурно-досуговой деятельности, которая интересует нас в данном аспекте: с одной стороны возникает необходимость отражать происходящие изменения, откликаться на вызванные ими сдвиги в интересах, запросах, привычках, а с другой использовать специфические средства, способы противодействовать наркомании.  

Вызревание и осознание потребностей в культурно-досуговой деятельности в принципе взаимосвязано с формированием объективных и субъективных возможностей участия в ней. Однако на практике несовпадение: темпа вызревания объективных потребностей – осознанных личностно потребностей и возможностей участия в культурно-досуговой деятельности, приводит к приобщению личности к спиртному, токсикомании, наркомании и т.д. поскольку темп формирования объективных потребностей, согласно предшествующим, частично уже доказанным предположениям в целом задан объективными процессами развития личности, можно предположить, что важнейшей причиной недостаточного вовлечения людей в реальную культурно-досуговую деятельность, а также и недостаточно успешного участия в ней является рассогласование возможностей и осознанных потребностей.