Технология организации и проведения дискуссионных КДП

Страницы работы

Содержание работы

Технология организации и проведения дискуссионных КДП. 

Данный вопрос рассматривали такие авторы, как Триодин, Соломоник, Херсонская, Юрский, Туев В. В., Фоменко Н. К.

Дискуссионная программа представляет собой определённый вид спора. Надо сказать, что спор первичен, чем дискуссия, поэтому стоит рассмотреть это понятие.

         Спор – это всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому – либо вопросу, борьба, при которой каждый отстаивает свою правоту. Существует несколько классификаций спора:

  • По цели;
  • Приёмы и средства достижения цели
  • Количество участников
  • Форма проведения (диспут, дискуссия)

Теоретики приводят следующую классификацию спора по цели:

·  Аподиктический – поиск истины, опираясь на логику

·  Эвристический – убеждение противника, в чем либо.

·  Софистический – одержание победы над противником, поиски истины противника не существует.

Поварнин в работе «О теории и практике спора» классифицирует спор так:

·  Спор для проверки истины

·  Спор для убеждения

·  Спор из-за победы

·  Спор – это спор для того, чтобы спорить.

Существует классификация спора, которую приводит Павлова, по количеству участников:

·  Спор монолог (спор с самим собой)

·  Спор диалог (два лица)

·  Спор полиолог (может быть массовым, групповым, к примеру, как в программах «Пусть говорят» с А. Малаховым, «Без комплексов с Л. Мелявской»)

Природа спора не однородна, в одних формах, спор – сопоставление другими словами – диспут, с другой стороны спор – зондирование, то есть выяснение мнений и отношений аудитории к проблеме. Таким образом, существует два основных вида спора это дискуссия и диспут. Рассмотрим эти понятия подробнее.

         Дискуссия – это публичный спор единомышленников, мнения которых столкнулись в поисках правильных путей и средств достижения общей цели. В настоящее время дискуссионные программы востребованы на ТВ: разнообразные ток-шоу дискуссионого или диспутивнного характера. Такое определение дискуссии дают Фоменко Н.К. и Туев В. В. в своей разработке учебно-методической классификации дискуссионных форм речевой коммуникации. Они же определяют задачи организатора коммуникативного процесса: организатор дискуссии должен организовать глубокое, всестороннее коллективное обсуждение проблемы, расширить объём знаний участников дискуссии по обсуждаемому вопросу, а также стимулировать процесс коммуникации. Мотивация субъекта дискуссии, это наличие альтернативы в отношении к материалу, то есть разных точек зрения на проблему в целом или её аспекты. Состояние информационного материала дискуссии, это малоисследованность, или наоборот многоаспектность материала; наличие противоречий, разных подходов в оценке информационного материала, исходя из этого, возникает спор - сопоставление, спор -  исследование, а метод достижения цели – дискуссионно - поисковый.

Участники дискуссии намечают подходы к раскрытию проблемы. Тема дискуссии должна содержать конфликт, который называет различные варианты решения проблемы. Ход дискуссии задают вопросы. Вопросы – это тезисы обсуждаемой проблемы. Вопросы могут быть сформулированы и в процессе дискуссии, и обязательно носят дискуссионный характер. Для подготовки материала дискуссии прорабатывается  информация – психологическая, философская, педагогическая т.д. Чем шире информационное поле, тем точнее будут ответы на вопросы. Целесообразно в докоммуникативный период работы над организацией дискуссией собрать мнения специалистов, записав видео, аудио материал. В период проведения программы пригласить за круглый стол экспертов, чем шире круг приглашённых, тем основательнее обсуждение. Атмосфера дискуссии должна быть доброжелательной, не допустимы реплики: «Вы не правы!», «Я не согласен!», отрицание позиций участников не допустимо. Атмосфера нацеливает на коллективное обсуждение проблемы. Так же в дискуссии необходимо наличие жюри – это и есть уже названные выше эксперты. Из этого можно сделать вывод, что дискуссия – это мирное обсуждение проблемы. Существует принцип дискуссии: Не навреди, никого не оскорби!

Чаще всего дискуссию отождествляют с диспутом. Но Юрский на наш взгляд в своей работе «Методика организационной работы» хорошо разводит эти 2 понятия.

Диспут – это спор, борьба противников, проблемы; Диспут – это еще и борьба за слушателей. Он взаимоисключает примирения. Применяются любые приемы для достижения победы.

Похожие материалы

Информация о работе