Ценностные ориентации отечественного досуга. Основные ценности отечественного досуга (лестница досуга по Соколову)

Страницы работы

Содержание работы

БИЛЕТ № 2

ВОПРОС № 1

Ценностные ориентации отечественного досуга

Основные  ценности отечественного досуга  (лестница досуга по Соколову).

·  Соколов предложил систему, по которой организаторы досуга могут вести, воспитывать ценностные ориентации досуга. Лестница досуга представляет собой переход от простых форм досуга к сложным. Каждая фаза досуга имеет свои отличительные особенности, свою ценность.

 1. Отдых (и движение) первая элементарная, но существенная ценность досуга. Она служит для восстановления физических сил, духовного равновесия. В отдыхе личность не ставит перед собой далеко идущих целей, главное снять усталость. Он не требует сложных методик организации, он может быть как активным, так и пассивным. Отдых неразрывно связан с движением, физический труд помогает организму вернуться в уравновешенное состояние. Сегодня неуклонно возрастает роль активного отдыха, между тем наша жизнь нередко связана с монотонными процессами. В производственной деятельности снижаются физические нагрузки, возрастает психическое и эмоциональное напряжение не только на работе, но в быту. Городская жизнь по своей специфике ограничивает возможности для физической разрядки, движения. В городе у жителей возникает сидячий образ жизни возникает тяга к активному отдыху, эта деятельность связана с риском (ех: туризм).

В нашей жизни присутствуют ложное представление об отдыхе. Организаторы досуга должны хорошо знать, что отдых множеством нитей связан с жизнью человеческого организма, тела.

Функция культурыподдерживать и развивать в людях естественные склонности для этого следует совершенствовать технологии организации отдыха в учреждениях культурно-досуговой сферы.

2. Итак, рассмотрим вторую более высокую ступень отечсественного досуга – развлечение. Отдых имеет свои границы он не может продолжаться бесконечно, отдохнувший человек испытывает потребность в другом виде деятельности, и как правило в деятельности игровой. Отдохнувшему человеку хочется развлечься.

Развлечение - это тоже разрядка, тоже отдых, но это уже отдых в условиях смены впечатлений.

В развлечение обязательно включается культурный элемент. Развлечение особенно полезно после монотонного труда. Идеальной формой является игра и хотя развлечение имеет не мало общего с отдыхом, однако отличается специфическими чертами.

Развлечениеэто смена обстановки, наслаждение.

Развлечение более интересно, чем отдых, оно как правило рассчитано на определенные профессии. Допустим развлечения студентов ВУЗов и военных училищ совершенно разные. Развлечение часто связано с весельем, юмором, шуткой и смехом.

Развлечение в идеальной форме это игра, но и она не безгранична. Развлечение, как правило, рассчитано как  на индивида, так и на группу людей в рамках культурно-досугового общения.

·  Практика КДД по мнению Соколова свидетельствует о том, что личность, группа людей в ходе развлечения испытывает потребность заняться чем то значительным, сложным, более высоким видом КДД – просвещением.

3. Просвещениеэто путь активного приобщения человека к ценностям культуры.

Оно выводит личность на новые рубежи культурного окружения. Просвещение, прежде всего, состоит из усвоения ценностей культурного классического наследия, не только своего, но и всего, что накопила мировая история. Если развлечение эмоционально, непосредственно, то просвещение опосредовано, рационально.

Просвещение - это занятие не случайное, а постоянное, систематическое.

В современном обществе в условиях информационного взрыва просвещение все более несет в себе печать парадоксальности. Общий объем знаний культуры увеличивается настолько быстро, что с каждым годом мы становимся все менее просвещенными.

Просвещение - это процесс собирания знаний по частям, но это целостный процесс.

Оно должно быть ориентировано на личный интерес. Все  технические науки призваны оснащать человека определенными профессиональными знаниями, а   гуманитарные знания – есть целостная система, личность будет просвещенной при  условии систематической работы над  совершенствованием своих  знаний.

4. Творчество - для  самореализации личности, свободный вид  деятельности (просвещение, отдых, движение, развлечение), наиболее самоценно.

Наивысшая  форма  человеческой жизнедеятельности. Человек  лишь  тогда оправдывает свое звание и  назначение, когда  творит (не  просто  читает), человек   выступает  как  уникальная  сила  природы, путь к вершинам  мастерства, высшая  форма досуга; связано  с  творческой средой  труда, быта, досуга. Лермонтову, Менделееву открытия во сне. Большая  часть видов искусства  родилась  из  игры, некоторые жанры литературы  из  карнавальных  праздников (Д. Лихачев - изобразительное искусство берет  свое  начало   в страхе). В  досуге человек отдается мечтаниям, воображению,  не сдерживает полет фантазии (Ньютон, Эйнштейн). Видеть  и реализовывать росточки, создавать условия творить  чудеса созерцание.

5. Созерцание.Если в творчестве человек утверждает себя, то в минуты созерцания человек как бы освобождается от творческих забот, сосредотачивается на себе, осознаёт своё единство с миром, размышляет о своем месте в этом мире. В созерцании человек ощущает свое единство с природой.

Организаторы досуга обязаны помочь человеку  научиться созерцать природу, эстетически, философски. Это необходимо не природе, а прежде всего человеку. Эстетическое созерцание природы помогает людям лучше ощущать радость победы, примиряясь с поражениями, неудачами в этой жизни. Эстетическое созерцание - явление сугубо личностное, интимное, через  него мы сохраняем нашу живую связь с вселенной.  Созерцание может быть поэтическим.

Похожие материалы

Информация о работе