привнес в советскую науку понимание того, что идеи исследователей западной школы (С.Эйзенштадт, Дж.Колеман, Э.Эриксон, Г.Салливан, М.Мид) должны быть взяты на вооружение советскими исследователями. Все это способствовало углублению понимания проблемы социализации поколений, введению в научный оборот понятий возрастная когорта, жизненный цикл. В частности, его исследования по психологии юношества позволили уточнить специфику юношеского возраста как особой фазы жизненного цикла и выявить ее отличия от других возрастных этапов развития. В социологии он восполнил имеющийся пробел в научных представлениях о самосознании личности, юношеской идентификации, возрастных кризисах, юношеском общении и юношеской субкультуре.
В Российской социологической энциклопедии дается такое определение: молодежь – большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально – экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в стадии становления, формирования. [2]
И.С. Кон настаивал на закономерности появления собственной молодежной субкультуры. В 80-е годы вокруг этого понятия концентрировались научные дебаты. Вопрос ставился о том, существует ли вообще этот феномен в социальной жизни, не выдумка ли это «мужей от наук» и насколько позитивен характер этого направления культуры, чтобы не обозначать его как контркультурное, т.е. такое направление деятельности его субъектов, которое противостоит официальной культуре взрослого мира и прямо направлено на ее разрушение. Большинство исследователей были склонны рассматривать молодежную культуру только как форму отклоняющегося (девиантного) поведения, криминогенную по своей сути.
В период «бума» исследований молодежной субкультуры в России наметились три направления этих изысканий в социологии: отношение молодежи к неформальным объединениям и явлениям субкультуры; включенные наблюдения и первые профессионально выполненные интервью по проблемным аспектам молодежного общения и интересам; исследования преступных молодежных группировок в контексте исследований референтных групп и конформности молодежи.
Сегодня в поле зрения возрастной психологии и социологии молодежи попадают такие проблемные аспекты социального взросления подростков и молодежи, как социально-экономические проблемы (проблемы образования молодежи, трудовой занятости, безработицы), культура молодых мигрантов, молодежная наркомания, проституция, музыкальная субкультура молодежи, субкультура молодежных увлечений и многие другие.
Итак, под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов[3]. Самым важным для социального становления молодых людей является «безотрывность» ее культуры и ценностных установок от культуры
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.