Коммерческая деятельность учреждения культуры как подсистема

Страницы работы

Фрагмент текста работы

© Жаркова Л.С.

Жаркова Л.С. Коммерческая деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003.

Коммерческая деятельность учреждения культуры как подсистема

Классическое понятие системы — это определенная целостность, состоящая из взаимозависимых частей, компонентов, элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Учреждения культуры представляют собой сложную социальную, культурологическую, экономическую, психологическую, педагогическую и художественную систему, имеющую соответствующую структуру из взаимосвязанных, элементов, способных целесообразно функционировать для оптимального выполнения поставленных задач. Учреждения культуры ориентированы на системную связанность с окружающей средой во всей совокупности общественно-экономических отношений. Осуществление этих связей происходит на основе менеджмента и маркетинга. «Менеджмент — совокупность принципов, методов и форм управления производством (или у ч р е ж д е н и е м  к у л ь т у р ы — разрядка моя, Жаркова Л. С.), разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли». И далее. «Маркетинг — совокупность организационно-технических хозяйственных и коммерческих функций предприятия (фирмы), основанных на предварительном изучении состояния и «перспектив рыночного спроса продукции (товаров и услуг) всех сторон деловой активности фирмы — от разработки конкуренции и технологии производства товара до его доставки покупателю и последующего обслуживания»*.

* Алейникова П. В. Основы экономической теории и практики хозяйствования. М.: МГУК. 1991. С. 56-57.

Рынок — это сложнейшая система, с четкой организованной структурой, с производителями и потребителями, продавцами и покупателями, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливается цены на товары и другую продукцию. С позиции структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей, в том числе учреждений культуры, и количество потребителей (покупателей), участвующих в этом процессе. Именно количество производителей и потребителей, связи между ними определяют тип взаимодействия спроса и предложения в целостной структуре.

Ключевым понятием в системе рынка, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции. В общем, конкуренцию можно определить как тип взаимоотношений между учреждениями культуры при установлении цен и объемов предложения духовной продукции и услуг на рынке. Аналогичным образом можно определить конкуренцию между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке, если данная культурно-досуговая программа вызвала огромный интерес у жителей, а производственные площади учреждения культуры не могут вместить всех желающих.

В системе рынка в зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают три основных

Похожие материалы

Информация о работе