Трёхфазные цепи. Основные теоретические положения, страница 4

Построим  схему  замещения  трёхфазной  системы  для  одной  фазы (рис. 4.11). Фазные ЭДС рассчитаем по заданным линейным напряжениям в начале линий электропередачи  U1 =U2:     Е1 = Е2 === 3638 В.

Так как эти напряжения при параллельной работе линий сфазированы, то начальные фазы у них одинаковы для соответствующих фаз. Примем

yе1 = yе2 = 0,    тогда комплексы ЭДС   Е1 = Е2 = Е1 = 3638 В.

Комплексные сопротивления ЛЭП на фазу

Z1 = r1 + jx1 = 0,5 + j0,3 Ом,   Z2 = r2 + jx2 = 0,4 + j0,6 Ом.

Параметры присоединений рассчитаем по номинальным данным.

Для присоединения 3 получаем РН =×UН ×IН ×cosj Н, откуда

IН === 481 A;

полное сопротивление фазы при соединении нагрузки в звезду

Z3 === 7,2 Ом;

активное сопротивление фазы нагрузки  r3 = Z3×cosjН = 7,2×0,8 = 5,76 Ом;

индуктивное сопротивление   х3 =Z3×sinjН =Z3×= 7,2×0,6 = 4,32 Ом;

комплексное сопротивление     Z3 = r3 + jx3 = 5,76 + j4,32 = 7,2×e j36,87° Ом.

Для батареи кон-денсаторов

QН = 3×i4Н ×x4 =

=×UН ×I4Н, откуда

i4Н  == 240,6 A;

х4 ===

= 14,4 Ом;

Z4 = -jx4 = -j14,4 Ом.

Расчёт схемы рис. 4.11 выполним методом узлового напряжения.

U12 ==

= 3638×=

= 3530 – j72,8 = 3531×e -j1,18° B;

I1 === 223,1 + j11,77 = 223,4×e j3,02° A;

I2 === 166,8 – j65,5 = 180,3×e –j22,23° A;

I3 === 386,2 – j302,2 = 490,4×e –j38,05° A;

I4 === 5 + j245 = 245,1×e j88,1° A.

Линейное напряжение на шинах подстанции

U12л =U12 =×3531 = 6115 B = 6,115 кВ.

Токи линий     I1 = 223,4 A I2 = 180,3 A.

Комплексные мощности источников питания (на входе ЛЭП)

S1 = 3×E1×= 3×3638×(223,1 – j11,78)×10-3 = 2435 – j128,5 кBA,

S2 = 3×E2×= 3×3638×(166,8 + j65,5)×10-3 = 1685 + j747,5 кBA, откуда     P1 = 2435 кВт,    Q1 = -128,5 квар,       S1 = 2438 кBA;

P2 = 1685 кВт,    Q2 = 747,5 квар,        S2 = 1843 кBA.

ЗАДАЧА 4.8. От Старобешевской ГРЭС в Донецк (60 км) необходимо передать мощность 3000 кВт при линейном напряжении у потребителя 35кВ

и  cosj= 0,8, но так, чтобы потери мощности в линии не превышали 5% от полезной.

Требуется рассчитать и сравнить затраты (например, меди) на сооружение однофазной 2-проводной и 3-фазной трёхпроводной ЛЭП.

Решение

А. Однофазная линия передачи (рис. 4.12,а)

Дано: провода медные,  g= 5,7·107 См/м,

l= 2×60 км,   r= 8,9 г/см3,   UНГ = 35 кВ,

РНГ = 3000 кВт, cosj= 0,8, DРЛ = 5%РНГ = 150 кВт.

Требуется рассчитать вес меди, необходимой для проводов линии  Gмеди - ?

Задача решается по следующему алгоритму:

I === 107 A;

Rпров === 13,1 Ом;

Sпров === 161·10 -6 м = 161 мм2;

Gмеди = r ·l·Sпров = 8900·120·103·161·10 -6 = 172000 кг = 172 т.

Б. Трёхфазная линия передачи (рис. 4.12,б)

Так как нагрузка симметричная, выполним пересчёт на одну фазу:

Pф = РНГ/3 = 1000 кВт,   DРЛ = 50 кВт,   Uф = UЛ/= 35/= 20,21 кВ.

Далее расчёт ведём аналогично:

Iф = 61,9 A  ® Rпров = 13,1 Ом ®Sпров = = 80,4·10 -6 м = 80,4 мм2;

Gмеди= 3·r ·0,5·l·Sпров = 3·8900·60·103·80,4·10 -6 =129000 кг =129 т.

Заключение: по затратам меди на изготовление линии передачи 3-фазная ЛЭП экономичнее - G3ф = 0,75G1ф. Без доказательства – на 4-проводную линию уйдёт 87,5%G1ф. И ещё: «звезда» по затратам меди втрое выгоднее «треугольника», но это уже из-за того, что при звезде придётся работать на более высоком напряжении.

ЗАДАЧА 4.9. Дано: двигатель типа

АК-52/4,   n = 1375 об/мин,   50 Гц.

Рном = 4,5 кВтUном = 220 В,

Iном = 17,8 А,   cosj= 0,83,   КПД  h = 0,8.

Требуется определить сопротивления обмоток двигателя RФ, ХФ, ZФ.

Пояснения и решение

Прежде всего, следует помнить, что в паспорте электродвигателя указываются линейные величины напряжения  UЛ = Uноми тока IЛ = Iном. Двигатель имеет три одинаковые фазные обмотки, сопротивления которых и требуется определить. Напомним ещё, что двигатели малой мощности выпускаются так, что их обмотки не соединены ни в звезду, ни в треуголь-ник. На клеммном щитке выведены 6 зажимов: начала обмоток А, В, С и концы Х, Y, Z. Чтобы получить указанную мощность двигателя, его обмотки можно соединить в звезду при напряжении 380 В (рис. 4.13,а) или в треуголь-ник, если в сети 220 В (рис. 4.13,б). Так что по условиям задачи можно заключить, что в нашем случае обмотки двигателя соединены в треугольник.