Учебник как предметно-знаковое средство. Методическая редукция учебного материала. Выбор средств методов и форм обучения. Формы представления учебной информации, страница 8

  1) использование ИТ

Методы производственного обучения.

1.      Показ трудовых действий (демонстрация каких-либо действий)

2.      Диалогический (вспомогательный метод)

3.      Тренировочный (используются тренажеры)

4.      Алгоритмический

5.      Эвристический


17\10\09

Задачи как способ формирования знаний и умений

Требования к задачам:

1)  Задачи должны иметь большую практическую или производственную направленность.

2)  При решении и анализа задач используют знания и умения по общеобразовательным предметам

3)  В задаче должны учитываться индивидуальные особенности учащихся

Целенаправленное применение задач способствует повышению эффективности теоретической подготовки учащихся отработки и развитии техники вычислении, развитие аналитического и творческого мышления

Задача — проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, т. е. то, что требуется сделать.

Структура задачи.

1)  Условия задачи - утверждение

2)  Требования задачи – то что необходимо найти

Классификация

1) По способу решения задачи делятся:

a.  Арифметические (или количественные)

b.  Аналитические

c.  Графическая - решение осуществляется с помощью графиков, чертежей и т.п.

d.  Теоретические (или качественные задачи) – находятся путем логических операций

2) По практической направленности:

a.  Расчетные задачи

b.  Технологические задачи

c.  Прогностические

d.  Диагностические задачи

Этапы решения задач:

1)  Анализ условия задачи;

2)  Поиск способа решения задачи;

3)  Решение задач

4)  Проверка решения задачи

Организационные формы процесса обучения

Организационные формы – это система в проф. обучении (уроки).

Урок как основная организационная форма.

Урок – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся включающая содержания, методы и средства обучения, и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития учащегося в процессе обучения.

Урок – это основная организационная форма логически законченного целостного ограниченного временными рамками отрезка учебного процесса.

Основные признаки урока:

1)  Постоянный состав учащихся;

2)  Урок регламентирован временем и включен в расписание;

3)  Систематическое усвоение учащимися;

4)  Сочетания разнообразных форм работы учащихся

5)  Использование разнообразных методов преподавания и учения

6)  Систематический текущий индивидуальный контроль

Достоинства и недостатки классно-урочной системы:

Достоинства:

Ø  Равномерное прохождение материала в строгой логической последовательности.

Ø  Четкая организованность учебной работы

Ø  Планомерное развитие воспитания, обучения учащихся.

Ø  Организация учебной работы с учетом всех психологических особенностей овладения ЗУН в их единстве с формированием личности

Ø  Знания педагога о возможностях учащихся.

Ø  Чередование труда и отдыха способствующее внесение ритмичности в работу образовательного учреждения.

Ø  Развитие индивидуальных способностей каждого учащегося

Недостатки:

Ø  Сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся

Ø  Ограниченность возможности работы с учащимся, имеющих высокие индивидуальные способности

Ø  Трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала.

Ø  Ориентация педагога среднего уровня подготовленности и возможностей.

Ø  Усреднение темпов прохождения учебного материала.

Типы уроков в зависимости от основной дидактической цели:

1) 

Комбинированный урок

 
Урок - ознакомление с новым материалом;

2)  Урок - закрепление и повторение изученного материала;

3)  Урок – проверка знаний.

Типы уроков в зависимости от формы организации деятельности учащихся:

1)  Урок – формирование теоретических знаний (урок теор. обучения)

2)  Урок – формирование практических умений и навыков:

a.  Лабораторная работа

b.  Урок производственного обучения

3)  Урок – совмещенный или бинарный урок

Цель урока теоретического обучения: формирование знаний.

Длительность урока 40 -45 минут

Деятельность учащихся управляется деятельностью педагога на всех этапах.

Вид деятельности: познавательная.

Деятельность учащихся направлена на усвоение системы новых знаний.

Результат деятельности: сформированная система новых знаний.


31\10\09

Структура урока теоретического обучения.

1.  Традиционный (организация урока)

a.  опрос по прошлому уроку (проверка ДЗ)

b.  объяснение материала

c.  закрепление материала

d.  выдача ДЗ

2.  Современный (организационный момент)

a.  актуализация опорных знаний

b.  формирование новых понятий и способов деятельности

c.  применение новых знаний

d.  выдача ДЗ

Лабораторная работа.

Лабораторная работа – это одна из форм организации учебной деятельности учащихся в которой преобладает практическая деятельность.

Лабораторная работа проводится в условиях специально оборудованного кабинета.

Основные характеристики лабораторной работы:

1.  Результатом деятельности учащихся является проверка закономерностей или выявление новых для себя соотношений между различными параметрами изучаемых устройств, объектов, процессов, явлений и дт.

2.  Деятельность учащихся управляется педагогом посредством инструктажа.

3.  Деятельность учащихся самостоятельная и осуществляется с помощью методических указаний (технологической карты)

Структура лабораторной работы

1.  Вводная часть;