Учебник как предметно-знаковое средство. Методическая редукция учебного материала. Выбор средств методов и форм обучения. Формы представления учебной информации, страница 3


14.03.09

Выбор средств методов и форм обучения

Факторы влияющие на выбор:

1.  Структура и логика содержания учебного процесса

2.  Учебно-познавательные способности учащихся

3.  Возможности педагога (уровень профессионального мастерства)

Методы обучения – это способ взаимодеятельности педагога и учащихся направленный на овладение учащимися ЗУН.

Единая моноклассификация методов обучения – автор Бабанский:

1)  Методы организации и осуществление учебно-познавательной деятельности:

a.  по источнику передачи и восприятии учебной информации.

b.  по логике передачи и восприятия информации (индуктивные (от частного к общему), дедуктивные (от общего к четному))

c.  по степени управления обучением (самостоятельная работа учащихся, работа под управлением педагога)

d.  по степени активности учащихся (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемно развивающие)

2)  Методы стимулирования и мотивации учебно-позновательной деятельности

a.  методы стимулирования интереса (игры, дискуссии, олимпиады)

b.  методы стимулирования долга и ответственности (убеждение значимости учения)

c.  поощрение и порицание

3)  Методы контроля учебно-познавательной деятельности

a.  методы устного контроля (устные опросы)

b.  письменный контроль (тесты, контрольные работы)

Метод обучения следует рассматривать с двух сторон – деятельность педагога и деятельность учащегося.

Бинарные методы:

Методы преподавания

Метод учения

Сообщающий

Исполнительный

Объяснительный

Репродуктивный

Инструктивный

Практический

Стимулирующий

Частично поисковый

Побуждающий

Поисковый

Аспекты рассмотрения методов обучения

1)  Обще-дидактический – рассматривает объективную сущность, требования и дидактические возможности методов.

2)  Частно-дидактические – общую характеристику методов в условиях его применения, а также особенности содержания обучения.

3)  Частно-методический – рассматривает частные методики рассмотрения отдельных предметов.

Словесные методы

1)  Устное изложение (рассказ, объяснение).

Требования:

a.  научное достоверное содержание

b.  логическая последовательность изложения

c.  доходчивость и доступность

d.  четкость и ясность изложения

e.  эмоциональность по форме и содержанию

f.  образность изложения

g.  стимулирование внимания и активности учащихся

Приемы использования устного изложения:

a.  сочетание дедуктивных и индуктивных способов изложения

b.  проблемное изложение

c.  сочетание с использованием средств наглядности

d.  использование сравнений, обобщений теоретических обоснований

e.  осуществление предметных связей

2)  Беседа.

Требования

a.  содержание учебного материала должно быть логически выстроено

b.  сочетание с другими методами

Характер вопросов при проведении беседы.

a.  вопросы на сравнение или сопоставление

b.  на обобщение и выделение существенных признаков

c.  на выявление умений использовать знаний в различных ситуациях

d.  на объяснение причины возникновения (ситуации, явления, фактора и т.п.)

e.  на выяснение последствий действий.

f.  выдвижение гипотез, обоснование доказательств, приведение доводов «за» и «против»

g.  на установление межпредметных связей

Наглядные методы

Позволяет создать у учащихся образ изучаемого предмета:

            - материальные

            - изобразительные

Практические методы

Упражнение – метод обучения предполагающий многократное сознательное повторение умственных и практических действий, с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых умений и навыков.

Классификация:

- в зависимости от преподаваемых предметов:

- физические упражнения

- комплексные упражнения

            - характер и степень формирования навыков:

                        - вводные

                        - основные

            - индивидуальнее упражнения

            - коллективные (массовые)

Репродуктивные упражнения (решение учебных задач, выполнение расчетов, практическое изучение устройств, выполнение графических работ, изучение технической документации, поиск необходимой информации)

Творческие упражнения (систематизация изученного материала)

Поисковые упражнения (диагностические, конструкторские)

Специфика методов производственного обучения

Цель производственного обучения – формирование у учащихся профессионального мастерства в области определенной профессии или специальности.

Критерии проф. мастерства:

1) качество выполнения работ

2) производительность труда

3) профессиональная самостоятельность (уметь принимать решения, самоконтроль)

4) культура труда

5) творческое отношение к труду

6) экономическая целесообразность трудовой деятельности


21.03.2009

Цели обучения

Цель обучения – заранее планируемый результат, получаемый в процессе осуществления деятельности педагога и учащегося.

Включает аспекты когнитивную или познавательную, развивающая и воспитывающая.

Познавательный или когнитивный – самая основная цель (обучение).

Триединая цель урока включает аспекты когнитивной или познавательной, развивающей и воспитательной целей.

Типичные ошибки при формулировке познавательно цели:

1. Определение цели через изучаемое содержание

2. Определение цели через деятельность педагога (Ознакомить учащихся с КГ)

3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного…и тд развития учащегося (развить умение)

4. Постановка целее через учебную деятельность учащегося (решение задач методом математической статистики)