Учебник как предметно-знаковое средство. Методическая редукция учебного материала. Выбор средств методов и форм обучения. Формы представления учебной информации

Страницы работы

Содержание работы

Учебник как предметно-знаковое средство.

Издание — это произведение печати, полученное печатанием или теснением полиграфически самостоятельно оформленное, прошедшее редакционно-издательскую обработку, имеющая установленные выходные сведения и предназначенная для передачи содержащихся в нем информации.

Издания:         

- Периодические (журналы, газеты, и т.п.)

- Непериодические: учебные и художественные 

  учебные — это непериодическое издание содержащие систематизированные сведения научного и прикладного характера изложенные в форме удобной для преподавания и изучения.

Учебные издания делятся на:

Учебник — это учебное издание содержащие методически обработанное систематизированное изложение вопросов учебной дисциплины (ее части или разделы) соответствующая утвержденной учебной программе и официально рекомендованное в качестве этой категории издание.

Учебное пособие — это учебное издание частично или полностью заменяющее учебник или дополняющее учебник и официально рекомендованное в качестве этой категории издание.

Учебно методическое пособие — это учебное издание содержащий материал по методике изучения и преподавания учебной дисциплины (ее разделы или части).

Функции учебника

  1. Воспитательная — воспитывать уважительное отношение, развивать интерес к изучаемой дисциплине.
  2. Информационная — источник информации.
  3. Систематизирующая
  4. Развивающая — сравнивать, сопоставлять, анализировать.
  5. Закрепление и самоконтроля.
  6. Самообразования.
  7. Координирующая — ссылки на др. ресурсы.
  8. Интегрирующая — интегрируется содержание нескольких учебных дисциплин.

Принципы разработки учебника.

1. Научность

2. Систематичность.

3. Доступность.

4. Связь теории с практикой — теория подкрепляется практикой.

5. Политехнический принцип — обобщенные знания.

Содержание учебника

1.  Предметное содержание:

■  текст (описательные, теоретико-познавательные, раскрывающие способы действия, фактологический, обобщенные)

■  иллюстрация 

2. Методическое содержание — организация усвоения материала учебника.

l  Дидактический компонент (пояснительные тексты, вопросы, систематизирующие и обобщающие таблицы, рекомендации, задания, задачи, ответы)

l  Справочно ориентировочный компонент (предисловие, оглавление, послесловие, выходные данные, аннотация, рубрикация, библиография)

Структура учебника

  1. Части
  2. Разделы
  3. Параграфы

Требования предъявляемые к учебнику

1)  Соответствие учебной программе

2)  Связь содержания с практикой

3)  Систематичность и последовательность изложения материала

4)  Научность изложения учебного материала

5)  Учет возрастных и познавательных возможностей учащихся

6)  Оптимальность или достаточность объема (1 час = 3 страницы)

7)  Простата и доступность

8)  Достаточное количество иллюстративного материала

9)  Наглядность внешнего оформления

10) Четкость рубрикации учебника

Модели учебников

1)  Конвенциональный, соответствующий установившимся традициям классической педагогики и имеющий энциклопедический или монографический характер.

2)  Программированный, основанный на автоматизации обучения по схеме «стимул — реакция» и выступающий в виде линейной или разветвленной программы.

3)  Проблемный, построенный на теории проблемного обучения и включающий главным образом учебные вопросы, которые подлежат разрешению научными способами.

4)  Комбинированный, включающий отдельные элементы других моделей.

Анализ учебника

Анализ учебника является видом методической деятельности

Методы анализа учебника:

l  Экспериментальный

l  Социологический

l  Экспертный

l  Метод структурно-функционального анализа

l  Органолептический (бальный метод)

Цель применения органолептического (бального) метода.

  1. Установление возможностей рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся.
  2. Установление полноты и качества изложения материала в различных темах учебника.
  3. Установление необходимости увлечения содержание отдельных тем дополнительного материала.
  4. Установление рациональных способов работы учащихся с учебником.

Логические регулятивы обучающей деятельности педагога.

Регулятивы – это нормативы, предписания, целевые установки обуславливающие деятельность человека (например, инструкции, правила, нормы поведения и т.д.).

В МПО в роли логических регулятивов обучающей деятельности педагога выступают конструкции позволяющие описать процесс формирования ЗУН и обуславливающая деятельность педагога.

Обучающая деятельность выступает на двух уровнях теоретическом (абстрагируется) и практическом (непосредственно деятельность педагога).

ЛР

ТУ             ПУ

ПУ (практический уровень) – это представление системы действий, операций, приемов, организации образовательной учебно-познавательной деятельности учащихся по формированию ЗУН.

- действия,

- прием,

- операции.

ТУ (теоретический уровень) – представление системы описания всего того что создается в результате мыслительной деятельности педагога.

- подходы обучения,

- принципы обучения,

- правила обучения,

- методы обучения,

- методики обучения.

Прием обучения – взаимодействия педагога и учащихся в процессе реализации методов обучения.

Виды приема:

- Методический прием – это элемент методов составная часть или отдельный шаг в учебной работе, которая происходит при применении данного метода.

- Комплексный прием – это наиболее сложные обладающие определенной целостностью включающие отбор и группировку комплекса операции.

Подход к обучению – это логический регулятив осуществляющий главное направления в конструировании методики обучения.

Подходы:

- системный,

- деятельностный,

- структурный,

- системно-функциональный,

- проблемный,

- модульный,

- технологический,

- исследовательский,

- компетентностный.

Модель обучения (автор Кларин) – схема или план действий педагога при осуществлении учебного процесса. Основу (схема или плана действий) составляет преобладающая деятельность учащихся, которую организует и проводит педагог.

Принципы обучения

Дидактический принцип – это теоретическое положение отражающее формирование новых ЗУН (научность, наглядность, систематичность, доступность).

Принципы профессионального обучения – отражает объективные связи во взаимодействии педагога и обучаемого на различных этапах формирования ЗУН. (принцип системности знаний, реализация межпредметной связи, политехнизм, преемственность формирования понятий, принцип профессиональной направленности)

Похожие материалы

Информация о работе