Учебник как предметно-знаковое средство.
Издание — это произведение печати, полученное печатанием или теснением полиграфически самостоятельно оформленное, прошедшее редакционно-издательскую обработку, имеющая установленные выходные сведения и предназначенная для передачи содержащихся в нем информации.
Издания:
- Периодические (журналы, газеты, и т.п.)
- Непериодические: учебные и художественные
учебные — это непериодическое издание содержащие систематизированные сведения научного и прикладного характера изложенные в форме удобной для преподавания и изучения.
Учебные издания делятся на:
l Учебник — это учебное издание содержащие методически обработанное систематизированное изложение вопросов учебной дисциплины (ее части или разделы) соответствующая утвержденной учебной программе и официально рекомендованное в качестве этой категории издание.
l Учебное пособие — это учебное издание частично или полностью заменяющее учебник или дополняющее учебник и официально рекомендованное в качестве этой категории издание.
l Учебно методическое пособие — это учебное издание содержащий материал по методике изучения и преподавания учебной дисциплины (ее разделы или части).
Функции учебника
Принципы разработки учебника.
1. Научность
2. Систематичность.
3. Доступность.
4. Связь теории с практикой — теория подкрепляется практикой.
5. Политехнический принцип — обобщенные знания.
Содержание учебника
1. Предметное содержание:
■ текст (описательные, теоретико-познавательные, раскрывающие способы действия, фактологический, обобщенные)
■ иллюстрация
2. Методическое содержание — организация усвоения материала учебника.
l Дидактический компонент (пояснительные тексты, вопросы, систематизирующие и обобщающие таблицы, рекомендации, задания, задачи, ответы)
l Справочно ориентировочный компонент (предисловие, оглавление, послесловие, выходные данные, аннотация, рубрикация, библиография)
Структура учебника
Требования предъявляемые к учебнику
1) Соответствие учебной программе
2) Связь содержания с практикой
3) Систематичность и последовательность изложения материала
4) Научность изложения учебного материала
5) Учет возрастных и познавательных возможностей учащихся
6) Оптимальность или достаточность объема (1 час = 3 страницы)
7) Простата и доступность
8) Достаточное количество иллюстративного материала
9) Наглядность внешнего оформления
10) Четкость рубрикации учебника
Модели учебников
1) Конвенциональный, соответствующий установившимся традициям классической педагогики и имеющий энциклопедический или монографический характер.
2) Программированный, основанный на автоматизации обучения по схеме «стимул — реакция» и выступающий в виде линейной или разветвленной программы.
3) Проблемный, построенный на теории проблемного обучения и включающий главным образом учебные вопросы, которые подлежат разрешению научными способами.
4) Комбинированный, включающий отдельные элементы других моделей.
Анализ учебника
Анализ учебника является видом методической деятельности
Методы анализа учебника:
l Экспериментальный
l Социологический
l Экспертный
l Метод структурно-функционального анализа
l Органолептический (бальный метод)
Цель применения органолептического (бального) метода.
Логические регулятивы обучающей деятельности педагога.
Регулятивы – это нормативы, предписания, целевые установки обуславливающие деятельность человека (например, инструкции, правила, нормы поведения и т.д.).
В МПО в роли логических регулятивов обучающей деятельности педагога выступают конструкции позволяющие описать процесс формирования ЗУН и обуславливающая деятельность педагога.
Обучающая деятельность выступает на двух уровнях теоретическом (абстрагируется) и практическом (непосредственно деятельность педагога).
ЛР
ТУ ПУ
ПУ (практический уровень) – это представление системы действий, операций, приемов, организации образовательной учебно-познавательной деятельности учащихся по формированию ЗУН.
- действия,
- прием,
- операции.
ТУ (теоретический уровень) – представление системы описания всего того что создается в результате мыслительной деятельности педагога.
- подходы обучения,
- принципы обучения,
- правила обучения,
- методы обучения,
- методики обучения.
Прием обучения – взаимодействия педагога и учащихся в процессе реализации методов обучения.
Виды приема:
- Методический прием – это элемент методов составная часть или отдельный шаг в учебной работе, которая происходит при применении данного метода.
- Комплексный прием – это наиболее сложные обладающие определенной целостностью включающие отбор и группировку комплекса операции.
Подход к обучению – это логический регулятив осуществляющий главное направления в конструировании методики обучения.
Подходы:
- системный,
- деятельностный,
- структурный,
- системно-функциональный,
- проблемный,
- модульный,
- технологический,
- исследовательский,
- компетентностный.
Модель обучения (автор Кларин) – схема или план действий педагога при осуществлении учебного процесса. Основу (схема или плана действий) составляет преобладающая деятельность учащихся, которую организует и проводит педагог.
Принципы обучения
Дидактический принцип – это теоретическое положение отражающее формирование новых ЗУН (научность, наглядность, систематичность, доступность).
Принципы профессионального обучения – отражает объективные связи во взаимодействии педагога и обучаемого на различных этапах формирования ЗУН. (принцип системности знаний, реализация межпредметной связи, политехнизм, преемственность формирования понятий, принцип профессиональной направленности)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.