Учебник как предметно-знаковое средство. Методическая редукция учебного материала. Выбор средств методов и форм обучения. Формы представления учебной информации, страница 5

  1. Краткая формулировка высказывания
  2. Информация фиксируется внутри элемента
  3. На каждом элементе только 1 понятие, определение, формула
  4. Разборчивое написание текста
  5. Не более 3-х строк
  6. Изменение формы элемента без изменения значения не допускается
  7. Изменение цвета элемента без изменения значения не допускается
  8. Игнорирование цвета не допускается

Последовательность разработки мета плана.

  1. Разбить текст на составные логические части
  2. Установить соотношение между выделенными частями речи
  3. Выделить главные «смысловые» ветви
  4. Выявить структуру текста
  5. Выделить ключевые слова
  6. Создать обобщенную логическую схему ученого материала с применением элементов мета плана

Целесообразность использования мета плана

  1. Если в тексте явно выражен лингвистический признак
  2. Если степень абстракции знания в конкретном тексте сравнительно адекватна в степени абстракции знаний учащихся

Опорный конспект.

В виде краткого условного конспекта представляющую собой наглядную конструкцию замещающую систему фактов, понятий и идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.

Опорный сигнал – ассоциативный символ заменяющий некое смысловое значение (рисунки, схемы аббревиатуры, условные обозначения)

Требования к опорным сигналам :

  1. Лаконизм
  2. Простата
  3. Доступность
  4. Оригинальность
  5. Разнообразие

Функции опорных сигналов:

  1. Наглядность
  2. Упрощение и ускорения процесса подготовки учащихся к уроку
  3. Увеличение объема на уроки
  4. Развитие творческого мышления

Этапы разработки опорного конспекта:

  1. Отбор учебного материала
  2. Структурно- логический анализ (СЛС)
  3. Выделение основных понятий
  4. Кодирование информации
  5. Расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий
  6. Кодирование информации в цвете

Правила использования  цветов:

  1. Цвета используются в пастельных тонах.
  2. Правила использования в мета плане.
  3. Использование 3-4 цветов в одном мета плане
  4. Одним цветом иллюстрировать одни свойства признаки…
  5. Обеспечивать хороший контраст фигур  и фона
  6. Избегать использование яркого белого цвета
  7. Избегать комбинации желтого и красного цвета

Принципы создания опорных конспектов:

  1. Структурность
  2. Ассоциативность
  3. Простота
  4. Цветность

Функции опорного конспекта:

1.  Познавательная или обучающая

2.  Коммуникативная

3.  Контролирующая

4.  Эстетическая


Контроль в профессиональном обучении

Контроль ЗУН – это проверка ЗУН конкретного ученика, предусматривающая их оценку только по результатам его личной учебной деятельности.

Цели контроля

1.  Улучшение учебного процесса (основное назначение контроля, корректировка подготовки и  проведения занятий. Объектами контроля является процесс обучения или его отдельный структурный компонент).

2.  Аттестация учащихся (стимулирование учебно-познавательной деятельности)

Объектами является учебная и учебно-профессиональная деятельность учащихся.

Задачи контроля

1.  Проверка уровня ЗУН учащихся, а также качество преподавания

2.  Закрепление ранее усвоенных ЗУН, а также систематизация и обобщение ЗУН

3.  Воздействие на учебный процесс с целью повышения его эффективности

4.  Организация работы педагога по совершенствованию учебного процесса

5.  Выявление лучшего опыта работы педагога или коллектива педагогов, а также обобщение и распространение этого опыта

Требования контроля

1.  Планомерность (соответствие ходу учебного процесса, должен отображать все темы)

2.  Систематичность (позволяет выявить степень овладения ЗУН и оказывает всестороннее влияние на учебный процесс)

3.  Объективность (позволяет научно обоснованно оценивать знания учащихся без личных отношений)

4.  Экономичность (не должен отнимать много времени, max 1 час)

5.  Обозримость (наглядное представление результатов и гласность)

6.  Простота (контроль не должен требовать сложных приспособлений)

Принципы контроля

1.  Действенности (контроль должен приносить определенные результаты)

2.  Систематичности (осуществляется планово, непрерывно и с постепенным усложнением заданий)

3.  Индивидуальности (педагог оценивает знания конкретного учащегося)

4.  Дифференцирования (четкие различия в количестве и качестве знаний, это отражается в оценке)

5.  Объективности (истинное количество и качество знаний)

6.  Единства требований (один и тот же уровень знаний разными преподавателями должен оцениваться одинаково)

Функции контроля

1.  Контролирующая

2.  Обучающая (перед контролем)

3.  Воспитывающая

4.  Развивающая

5.  Организующая


19.09.09

Дистракторный анализ в заданиях тестовой форме

Ошибки:

1) не работающие дистракторы – не выполняют свои функции, не отвлекают не знающих учащихся;

2) отсутствие логической корректности в формулировках задания:

1ый вид: В вариантах ответов присутствую несколько по существу правильных, но различных по полноте;

2ой вид: Двусмысленность формулировок;

3ий вид: Оценка нескольких знаний в одном задании;

4ый вид: В задании проверяются оценочные суждения;

5ый вид: Несколько вариантов ответа противоречат содержанию задания.

3) Подбор неоднородных вариантов ответов – подбираются по разным основаниям;

4) Нарушение правильных пропорций между заданиями и правильными ответами:

1ый вид: в задании отсутствует постановка проблемы;

2ой вид: Повторение слов в вариантах ответов;

3ий вид: Правильный вариант ответа длиннее всех остальных;

4ый вид: Совмещение инструкции и задания;

5ый вид: Наличие лишней информации в содержании заданий.

5) Просчеты, способствующие угадыванию правильного ответа:

1ый вид: Рассогласование между содержанием задания и вариантами ответов;

2ой вид: Наличие вербальных ассоциаций правильных ответов;