Учебник как предметно-знаковое средство. Методическая редукция учебного материала. Выбор средств методов и форм обучения. Формы представления учебной информации, страница 7

Ø  Смешанные тесты

4. Техническое оснащение тестирования

Ø  Бланковые тесты = Одноразовые и Многоразовые

Ø  Компьютерные тесты

Ø  Предметные тесты (манипуляция предметами)

5. Способ интеграции результатов тестирования

Ø  Нормативно-ориентированные (тесты, ориентированные на норму)

Ø  Критериально-ориентированные

6. В зависимости от области применения тестов (масштабность использования)

Ø  Стандартизированные тесты

Ø  Неформальные тесты


03\10\09

Проблемное обучение

Сущность проблемного обучения заключается в создании или организации для учащихся проблемных ситуаций, осознаний для них проблемы и решение проблем в процессе совместной деятельности учащихся и педагога. Проблемное обучение позволяет стимулировать познавательную деятельность учащихся.

Главное отличие проблемного обучения от традиционного – это целепологание и организация процесса обучения.

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, сочетающий систематическую и самостоятельно поисковую деятельность учащихся с усвоением готовых выводов науки.

Основу проблемного обучения составляет проблемные ситуации.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение учащихся, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным им способом.

Цели создания проблемной ситуации:

- возникновение интереса к новому (теме, разделу, уч. материалу и т.п.);

- организация самостоятельного овладения новыми знаниями;

- закрепление и обобщение полученных знаний;

Условия создания проблемной ситуации:

1.Наличие проблемы,

2.Достаточность знаний и умений учащихся для решения проблемы,

3.Значимость информации получаемой при разрешении проблем,

4.Наличие у учащихся познавательной активности и потребности.

Компоненты проблемной ситуации:

1) Потребность в новом неизвестном знании называемой невозможность выполнения требоваемого задания.

2) Неизвестное знание, способ или действие, усвояемого при разрешении проблемной ситуации.

3) Возможность учащимся анализировать решения проблемной ситуации.

Виды противоречий:

1) Противоречия между имеющимися знаниями учащегося и новыми требованиями возникающими в ходе решения заданий

2) Противоречия между выбором из имеющихся знаний учащихся.

3) Противоречия между сложившимися способами знаний и необходимость видоизменять эти способы в новых практических условиях.

4) Противоречия между теоретически возможным путем решения задания и практической целесообразностью.

Классификация проблем проблемных ситуаций:

1) Дидактические проблемы

  1.1 по области и месту возникновения проблем:

              1.1.1 предметные (в рамках одного предмета);

              1.1.2 межпредметные.

              1.1.3 урочные

              1.1.4 внеурочные

  1.2 роль в учебном процессе:

              1.2.1 основные

              1.2.2 частные

  1.3 общественная и педагогическая значимость:

              1.3.1 учебно-теоретическая

              1.3.2 учебно-практическая

              1.3.3 общественно практическая

              1.3.4 научные проблемы

  1.4 Способ организации процессов решения:

              1.4.1 фронтальные,

              1.4.2 групповые проблемы

              1.4.3 индивидуальные

2) Психологические проблемы:

  2.1 в зависимости от характера неизвестного и вызываемого затруднения:

              2.1.1 алгоритмические

              2.1.2 эвристический

              2.1.3 фиксированные

  2.2 в зависимости от методического или дидактического способа решения:

              2.2.1 информационная проблема

              2.2.2 гипотетическая проблема

  2.3 в зависимости от характера содержания и требования целей:

              2.3.1 полная проблема

              2.3.2 не полная проблема

  2.4 кажущиеся проблемы (мнимые):

              2.4.1 повторные;

              2.4.2 преждевременные проблемы;

              2.4.3 нереальные проблемы.

Этапы проблемного обучения

1) Формулировка проблемы

2) Составление гипотез решения

3) Решение проблемы

4) Анализ полученных результатов

Методы обучения

Метод обучения – это способ взаимодеятельности педагога и учащихся направленный на овладение учащимися ЗУН.

Метод обучения следует рассматривать с двух сторон – деятельность педагога и деятельность учащегося.

Бинарные методы:

Методы преподавания    

Метод учения

Сообщающий

Исполнительный

Объяснительный    

Репродуктивный

Инструктивный

Практический

Стимулирующий

Частично поисковый

Побуждающий

Поисковый

Методы проблемно-развивающего обучения

1. Монологический. Основные признаки:

1) изучаемый материал излагается в словесной форме;

2) у учащихся доминирует словесная деятельность;

2. Показательный. Основные признаки:

  1) осмысление проблем возникающих в истории развитии науки

  2) постановка демонстрационного эксперимента

  3) деятельность учащихся репродуктивная, направленная на осмысление логики изложения учебного материала.

3. Алгоритмический метод. Основные признаки:

  1) Показ системы действий ведущих к решению проблемы

  2) Деятельность учащихся направлена на освоение алгоритма решения проблем

4. Диалогический метод. Основные признаки:

  1) решения поставленной проблемы происходит в диалоге между педагогом и учащимся;

  2) учащимся задаются репродуктивные вопросы (инициатор – педагог)

5. Эвристический метод (преобладает деятельность учащихся). Основные признаки:

  1) материал изучается в ходе беседы

  2) деятельность преподавателя носит инструктивный характер

6. Исследовательский. Основные признаки:

  1) организация учебной деятельности по учебному материалу;

  2) учебная деятельность носит исследовательский характер

7. Программированный метод. Основные признаки: