Ø Смешанные тесты
4. Техническое оснащение тестирования
Ø Бланковые тесты = Одноразовые и Многоразовые
Ø Компьютерные тесты
Ø Предметные тесты (манипуляция предметами)
5. Способ интеграции результатов тестирования
Ø Нормативно-ориентированные (тесты, ориентированные на норму)
Ø Критериально-ориентированные
6. В зависимости от области применения тестов (масштабность использования)
Ø Стандартизированные тесты
Ø Неформальные тесты
03\10\09
Проблемное обучение
Сущность проблемного обучения заключается в создании или организации для учащихся проблемных ситуаций, осознаний для них проблемы и решение проблем в процессе совместной деятельности учащихся и педагога. Проблемное обучение позволяет стимулировать познавательную деятельность учащихся.
Главное отличие проблемного обучения от традиционного – это целепологание и организация процесса обучения.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, сочетающий систематическую и самостоятельно поисковую деятельность учащихся с усвоением готовых выводов науки.
Основу проблемного обучения составляет проблемные ситуации.
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение учащихся, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным им способом.
Цели создания проблемной ситуации:
- возникновение интереса к новому (теме, разделу, уч. материалу и т.п.);
- организация самостоятельного овладения новыми знаниями;
- закрепление и обобщение полученных знаний;
Условия создания проблемной ситуации:
1.Наличие проблемы,
2.Достаточность знаний и умений учащихся для решения проблемы,
3.Значимость информации получаемой при разрешении проблем,
4.Наличие у учащихся познавательной активности и потребности.
Компоненты проблемной ситуации:
1) Потребность в новом неизвестном знании называемой невозможность выполнения требоваемого задания.
2) Неизвестное знание, способ или действие, усвояемого при разрешении проблемной ситуации.
3) Возможность учащимся анализировать решения проблемной ситуации.
Виды противоречий:
1) Противоречия между имеющимися знаниями учащегося и новыми требованиями возникающими в ходе решения заданий
2) Противоречия между выбором из имеющихся знаний учащихся.
3) Противоречия между сложившимися способами знаний и необходимость видоизменять эти способы в новых практических условиях.
4) Противоречия между теоретически возможным путем решения задания и практической целесообразностью.
Классификация проблем проблемных ситуаций:
1) Дидактические проблемы
1.1 по области и месту возникновения проблем:
1.1.1 предметные (в рамках одного предмета);
1.1.2 межпредметные.
1.1.3 урочные
1.1.4 внеурочные
1.2 роль в учебном процессе:
1.2.1 основные
1.2.2 частные
1.3 общественная и педагогическая значимость:
1.3.1 учебно-теоретическая
1.3.2 учебно-практическая
1.3.3 общественно практическая
1.3.4 научные проблемы
1.4 Способ организации процессов решения:
1.4.1 фронтальные,
1.4.2 групповые проблемы
1.4.3 индивидуальные
2) Психологические проблемы:
2.1 в зависимости от характера неизвестного и вызываемого затруднения:
2.1.1 алгоритмические
2.1.2 эвристический
2.1.3 фиксированные
2.2 в зависимости от методического или дидактического способа решения:
2.2.1 информационная проблема
2.2.2 гипотетическая проблема
2.3 в зависимости от характера содержания и требования целей:
2.3.1 полная проблема
2.3.2 не полная проблема
2.4 кажущиеся проблемы (мнимые):
2.4.1 повторные;
2.4.2 преждевременные проблемы;
2.4.3 нереальные проблемы.
Этапы проблемного обучения
1) Формулировка проблемы
2) Составление гипотез решения
3) Решение проблемы
4) Анализ полученных результатов
Методы обучения
Метод обучения – это способ взаимодеятельности педагога и учащихся направленный на овладение учащимися ЗУН.
Метод обучения следует рассматривать с двух сторон – деятельность педагога и деятельность учащегося.
Бинарные методы:
Методы преподавания |
Метод учения |
Сообщающий |
Исполнительный |
Объяснительный |
Репродуктивный |
Инструктивный |
Практический |
Стимулирующий |
Частично поисковый |
Побуждающий |
Поисковый |
Методы проблемно-развивающего обучения
1. Монологический. Основные признаки:
1) изучаемый материал излагается в словесной форме;
2) у учащихся доминирует словесная деятельность;
2. Показательный. Основные признаки:
1) осмысление проблем возникающих в истории развитии науки
2) постановка демонстрационного эксперимента
3) деятельность учащихся репродуктивная, направленная на осмысление логики изложения учебного материала.
3. Алгоритмический метод. Основные признаки:
1) Показ системы действий ведущих к решению проблемы
2) Деятельность учащихся направлена на освоение алгоритма решения проблем
4. Диалогический метод. Основные признаки:
1) решения поставленной проблемы происходит в диалоге между педагогом и учащимся;
2) учащимся задаются репродуктивные вопросы (инициатор – педагог)
5. Эвристический метод (преобладает деятельность учащихся). Основные признаки:
1) материал изучается в ходе беседы
2) деятельность преподавателя носит инструктивный характер
6. Исследовательский. Основные признаки:
1) организация учебной деятельности по учебному материалу;
2) учебная деятельность носит исследовательский характер
7. Программированный метод. Основные признаки:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.