Методический принцип – конкретизированное выражение специальных требований к деятельности педагога определяющие конкретные методы работы учащихся на уроке по конкретному предмету.
Правила обучения – это совокупность логических предписаний деятельности педагога по осуществлению конкретных операций и приемов ведущих к планируемому результату обучения.
Методы обучения - означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методика обучения – (это совокупность методов) это объединение нескольких методов в одном материале посредством специальной организации содержании учебного материала в систему более высокого уровня организации.
Методическое руководство – это система рекомендации в которых обоснованны и конкретизированы дидактические условие применения методов обучения, описан порядок их реализации методов на различных этапах формирования ЗУН.
Стили регуляции
Мягкий стиль (М) самоопределения педагога и учащихся (игровые технологии)
Жесткий стиль регуляции (Ж)
Интерактивный стиль регуляции (И) – дистанционное обучение.
Методическийанализв профессиональном обучении
Учебным материалом называется часть конкретного социального опыта, который подлежит усвоению за единицу учебного времени и которая воплощена в тексте учебника, в речи педагога и других средствах обучения.
Объект методического анализа - содержание учебной информации, методы, методики и технологии обучения.
Предмет методического анализа – приемы и методы редуцирования и представления содержания учебного материала с учетом психологических способностей учащихся к пониманию, запоминанию и усвоению учебной информации.
- определение приемов, способов и форм репрезентации отобранного содержания учебного материала, направленные на преодоления трудностей его понимания и усвоения учащихся. (т.е. учебный материал надо переработать таким образом чтобы каждому учащемуся стало понятно материал)
Функции:
- выявление и преодоление трудностей новых ЗУН.
- конструирование деятельности учащихся по овладению новой системой понятий и способов деятельности (т.е. придумать, что будет делать учащийся, чтобы усвоить материал)
Методический анализ (МА) учебного материала – мыслительная деятельность педагога по выявлению понятийного состава, структуры и логики учебного материала выполнение его методической переработки с учетом специфики формируемых теоретических понятий и психологических закономерностей познавательной деятельности учащихся.
Результаты методического анализа или продукты методического анализа – это дидактически редуцированный и методически обработанный учебный материал представленный в различных предметно-знаковых средствах обучения.
07.03.09
Методическая редукция учебного материала.
Методическая редукция – это трансформация абстрактных теоретических положений научной области соответственно уровню понимания учащихся.
Приемы методической редукции:
1) Лингвистическая трансформация – это преобразование одних словесных конструкции в ряд других близких для понимания учащихся.
2) Вербальность формулировок – это замещение знаково-символических невербальных форм представления информации на устную, словесную форму.
3) Мнемотехника – это облегчение понимания и запоминания содержания путем образования искусственных ассоциации. Мнемоника - это система различных приемов облегчающее запоминание и увеличивающее объем памяти.
Мнемонические приемы:
· жизненные ситуации
· ассоциации
· опорные слова или словосочетания
· аббревиатура (использования всевозможных сокращений)
· символика (>, <, =)
· логические цепочки
4) Метафоричность. Метафора – это оборот речи, заключающийся в употреблении слов и выражений в переносном значении для выявления предмета или явления на основе аналогий, сравнения или сходства.
5) Операциональное определение – это установление однозначного соответствия между термином или понятием через указания операционного состава действий с объектами познания.
6) Остенсивное определения – это определение значений слов и словосочетаний путем непосредственного знакомства с объектами познания обозначенными этими словами. Полуостенсивное определение – способ установления соответствия между знаками и объектами в результате чего знак приобретает для обучаемого значение (демонстрация, наглядных средств замещения объектов и средств обучения).
7) Элиминация – это исключение менее важных аспектов из содержания учебного материала.
Таким образом методическая редукция уч. материала не должна нарушать правильности, объективности и научности содержания учебного материала.
Способы редуцирования и представления учебного материала должны отбираться с учетом способности учащихся к пониманию и запоминанию.
Определение состава познавательной деятельности учащихся.
Учебная деятельность организуется педагогом в целях повышения эффективности деятельности учащихся, которая направленная на решение различного класса учебных задач, в результате которых учащиеся овладевают ЗУН и развивают свои личностные качества.
Конструирование деятельности учащихся:
1) Выявление содержания и строение конкретных действий учащихся по средствам которых он может быть введен в область знаний данной темы.
2) Построение предварительного описания системы действий учащегося (модель учебной деятельности) приводящих к полному усвоению данной темы.
Классификация видов деятельности:
1) Форма проявления деятельности: материальная, духовная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, коммуникативная.
2) Содержание деятельности: игровая, позновательная, художественно эстетическая, спортивно оздоровительная, общественная, производственная
3) Степень проявления поискового начала: репродуктивная деятельности, эвристическая, исследовательская (творческая) (написание диплома).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.