Поэтому по многим тактическим вопросам, касающимся второстепенных аспектов, решения принимаются вполне самостоятельно. С другой стороны, при выработке стратегических решений фирма ведет работу по оптимизации взаимоотношений с соперниками. Каждый «игрок» ищет такой ход, чтобы максимизировать свою выгоду и одновременно ограничить свободу выбора у конкурента.
Модель ломаной
кривой спроса
объясняет относительную негибкость цен
при олигополии. Дело в том, что в известных пределах любое повышение цен
ухудшает ситуацию. Повышение цены одной фирмой таит опасность захвата рынка
конкурентами, которые могут переманить прежних покупателей фирмы, сохраняя
низкие цены. Понижение цен в условиях олигополии
также может не привести к желаемому
росту объема продаж, так как конкуренты, точно так же понизив цены, сохранят
свои квоты на рынке. В результате фирма-лидер не сможет увеличить число
покупателей за счет других фирм. К тому же понижение цены чревато демпинговой
ценовой войной.
Картель
— это объединение фирм,
согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они
слились в чистую монополию.
Образование
картеля требует выработки совместной стратегии (по поводу цен, объемов
производства), установления квот для каждого участника и создания механизма
контроля за выполнением принятых решений. Установление единых монопольных цен
повышает выручку всех участников, но
рост цен достигается путем обязательного снижения объема продаж.
В результате у
каждого участника возникает соблазн получить двойной выигрыш — продавать
свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных
квот. Если подобного рода оппортунистическое поведение
станет всеобщим, то картель
развалится.
В настоящее время
явные соглашения картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще можно
наблюдать неявные (скрытые) соглашения, тайный сговор. Тайный
сговор
— это негласное соглашение о
ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые
преследуются законом.
Если между
участниками сговора (всеми продавцами соответствующего рынка) достигнута
твердая договоренность, то олигополия
вырождается в чистую монополию
. Однако тайный сговор не может быть
прочным длительное время. Высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают
в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию. Чем больше число
участников, тем труднее им договориться между собой. Фактором, препятствующим
тайному сговору, становится также антитрестовское законодательство.
Поэтому в
современном мире чаще всего встречаются не оформленные соглашения (типа картеля
), а молчаливая договоренность (типа лидерства в ценах
). Обычно движение цен происходит при
этом ступенями, причем лидер отрасли (самая крупная или самая технически
оснащенная фирма) заблаговременно информирует других производителей (например,
через отраслевой журнал) о предстоящем повышении цен.
Принимая решение, лидер стремится сделать его общеприемлемым, поэтому в отраслях, действующих по этой модели, норма прибыли не максимальна, хотя и выше средней.
Ценообразование
по принципу «издержки плюс». Олигополистическое ценообразование часто осуществляется по
принципу «издержки плюс»
. Сначала рассчитывается средний уровень
издержек. При их планировании обязательно предполагается неполная загрузка
мощностей (на уровне 75—80%), чтобы иметь возможность амортизировать перепады
конъюнктуры. Наибольший удельный вес имеют, как правило, переменные издержки
. К их средней величине прибавляется
определенный процент, который включает средние постоянные издержки
и нормальную прибыль
.
12.
Рынок труда
Тезисы
Спрос
и предложение
факторов производства. Производный и
взаимозависимый характер спроса на производственные ресурсы
. Ограниченность предложения ресурсов.
Виды факторных доходов
: заработная плата
, прибыль
, процент
, рента
.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.