Экономическая теория: Курс лекций (Темы 1-16: Предмет, метод и основные этапы развития экономической теории. Макроэкономическое равновесие и определение уровня национального дохода), страница 16

Теория потребительского поведения

Тезисы

Потребитель и рынок. Принципы рационального поведения потребителя в рыночной экономике. Принцип редкости.

Полезность блага и ее измерение. Кардиналистский (абсолютный) метод измерения полезности. Общая и предельная полезность. Закон убывания предельной полезности.

Ординалистский (относительный) метод измерения полезности. Кривые безразличия. Предельная норма замещения. Эффект дохода и эффект замещения. Бюджетные ограничения. Линия «доход-потребление». Покупательная способность и цены.

Равновесие потребителя. Рациональный выбор.

6.1.

Теория предельной полезности

Полезность блага — это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Сторонники теории предельной полезности выделяли два вида полезности:

·  абстрактную полезность, как способность блага удовлетворять какую-либо потребность;

·  конкретную полезность, как субъективную оценку полезности данного экземпляра блага.

Эти виды полезности одного блага для разных людей будут различны. Абстрактная полезность очков для человека с нормальным зрением будет намного ниже, чем для человека с пониженным зрением. Конкретная полезность данной пары очков также будет различна для людей с разными нарушениями зрения (например, дальнозорких и близоруких).

Конкретная полезность данного блага у каждого человека также своя, и зависит от двух факторов: имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем.

Предельной называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы товара. Закон убывающей предельной полезности гласит, что с увеличением количества благ общая полезность постепенно возрастает, а предельная полезность каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Следовательно, чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага. А это значит, что цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.

Закон убывающей предельной полезности лежит в основе определения спроса. Поскольку предельная полезность блага по мере потребления снижается, то потребитель будет увеличивать объем покупок (объем спроса) лишь при снижении цены.

Понятие полезности лежит в основе потребительского выбора (поведения потребителя на рынке). Потребительский выбор — это выбор, максимизирующий полезность потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Полезность максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар, марка, фунт и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

6.2.

Моделирование потребительского поведения: кривые безразличия и бюджетное ограничение. Равновесие потребителя

Кривые безразличия. В маржиналистской теории важное место занимала проблема количественного измерения абсолютных величин предельной полезности. В каких единицах будут оцениваться и сопоставляться предельные полезности благ? В зависимости от ответа на этот вопрос сторонники теории предельной полезности разделились на два направления: кардиналистов и ординалистов. Первые были заняты поиском измерителя абсолютных величин предельной полезности. Однако эти поиски не увенчались успехом и чаще всего при сравнении использовались денежные оценки полезности. Ординалисты в принципе отказались от поиска такой универсальной единицы и предложили иной подход — измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной, а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага.

Для моделирования потребительского выбора используются кривые безразличия и бюджетное ограничение (линия потребительских возможностей).

Кривые безразличия позволяют описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования благ. Кривая безразличия — это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю «безразлично», какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность одинакова. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия.